Валантен
(Le Valentin) — французский живописец, иногда называемый Valentin
de Boullogne и неправильно Моисеем Валентином (1601—1634). Француз по
рождению, он в ранней молодости прибыл в Италию, уже умея хорошо владеть
кистью. В это время братья Караччи противодействовали влиянию недавно
умершего Караваджо на живопись. Никола Пуссен, французский художник, живший
тогда в Италии, был совершенно на стороне братьев Караччи; но В., сделавшийся
другом Пуссена, чувствовал сильное влечение к живописи Караваджо,
пренебрегшего преданиями, перешедшими от Рафаэля, Тициана и других славных
предков. Подобно Караваджо, В. не был способен ни на какую идеализацию,
признавал только живопись с натуры и брал себе в модели людей грубого
разряда. Итальянцы считают В. лучшим последователем Караваджо и причисляют
его к своим художникам Римской школы. Пуссен не оказал большого влияния на
В., но тем не менее рекомендовал его тогдашнему покровителю искусств в Риме,
кардиналу Барберини. Некоторое время В. писал картины религиозного
содержания, оставаясь и в них верным принципам Караваджо и своей натуре: его
священные фигуры нисколько не идеализированы. В картине "Мучение св. Прокесса
и Мартиниана" он хотел представить главным образом ужасы тех пыток,
которым подвергнуты были эти мученики; в этом отношении он походил на
испанского живописца Риберу. Впрочем, В. довольно скоро расстался с сюжетами
религиозного содержания, и стал писать фигуры воинов, нищих, людей,
пристрастных к вину, картежной игре, падших женщин и т. п. Тема, которую он
исполнял несколько раз, это — концерты. Одежда играющих иногда обличает их
богатство и, может быть, знатность, а выражения лиц, по замечанию некоторых
критиков, принадлежат грабителям и плутам. В. принадлежит к числу
представителей натуралистической школы, которая в то время, однако, еще не
умела вполне преследовать свои цели. Во всяком случае, французы причисляют В.
к сонму своих известных художников того периода и ценят его произведения. В
Лувре есть одиннадцать его картин: "Концерт", " Женщина,
гадающая на руке солдату", "Две женщины и два солдата",
"Суд Соломона", "Воздадите Кесарево Кесарю" и др. В
других городах Франции хранится также немалое число картин В., равно как в
Риме, Флоренции, Дрездене и т. д. В Петербурге, в Эрмитаже, имеются две
картины В. из Священной истории: "Отречение Петра" и "Христос,
изгоняющий торжников из храма". Со многих его картин сделаны в разное
время гравюры.
|