Вогулы
(иначе вогуличи) — исчезающая народность финского племени
в России; живет главным образом на восточном склоне Северного Урала, а также
отчасти и на западном. Всего больше В. в юго-западной части Березовского и
северо-западной Тобольского уезда Тобольской губернии; кроме того, они живут
еще в северной части Верхотурского уезда Пермской губернии. В старину страна
Вогулов распространялась более к западу и менее к востоку, но с увеличением в
крае русского населения и с развитием горного дела В. предпочли передвинуться
на Восток, через Урал, где сравнительно более глухая и нетронутая пустыня
представляла необходимые удобства для их жизни, так как главным промыслом их
была всегда охота. Из некультурных и малочисленных инородческих племен России
ни одно не приобрело такой известности в науке, как вогулы вследствие
предполагаемого родства их с венграми. Еще в 1799 г. венгерский писатель Дьярмати,
доказывая, что венгерский язык принадлежит к финской группе, заметил, что
слова вогульского языка наиболее близки к словам языка венгерского. Историк Шлёцер,
изучая русские летописи, сделал попытку показать, что венгры, или угры, суть
именно потомки вогуличей (или югров, как их называли в старину русские),
которые, выйдя из нынешней восточной России, перешли через всю Россию на пути
к местам настоящего их жительства. Важную эпоху в изучении этого вопроса
составило путешествие на Урал венгерского ученого Антона Регули (1843-1844),
внимательно изучившего быт и язык Вогулов и записавшего много песен, сказок и
преданий. Но болезнь не позволила Регули обработать собранный им материал, и
только через шесть лет после смерти его появилось сочинение "Reguli Antal
hagyomanyai. A Vogul föld es nep." ("Haследство Антона Регули.
Вогульская земля и народ", Пешт, 1864), изданное Павлом Гунфальви, другом
Регули, которому удалось за год до смерти уговорить знаменитого исследователя
В. читать с ним вогульские тексты. Теперь можно считать вполне доказанным,
что основание строя и формы в языках венгерском и вогульском в существе
одинаковы, и в обоих языках много сходных коренных слов. Отсюда явствует,
что, несмотря на всю разницу в степени культуры, венгры и Вогулы — народы
близкородственные. Число В., живущих ныне в Российской империи, определяется
обыкновенно в 6500; но так как значительная часть их — охотники, т. е. народ
не оседлый, учет которого вообще труден, то это число можно признать лишь
приблизительным. Иные считают их до 4500, другие — до 18000 и даже до 30000
чел., но последние цифры маловероятны. Кроме подвижности многих В., большое
препятствие к правильному их исчислению представляет и то, что оседлые В.
сильно обрусели, сами считают себя русскими, и притом племенной их тип
выражен очень неустойчивыми чертами, так что отличить обрусевшего В. от
русского крестьянина сплошь и рядом невозможно. В общем, В. среднего или
невысокого роста, крепкого сложения, имеют крупное лицо, несколько выдающиеся
щеки, широкий, но не плоский нос, маленькие, суженные темные глаза, черные
или темно-русые волосы. Оседлые В. устроились совершенно на русский лад:
живут в русских избах с крестьянскою обстановкою и носят русскую одежду.
Обыкновенно их деревушки состоят из небольшого числа домов (2-3) и разбросаны
далеко одна от другой, чтобы имелось достаточно места для охоты и рыбной
ловли.
Бродячие Вогулы (называемые русскими в Тобольской губернии
остяками ляпинского наречия, хотя они — настоящие В.) отличаются на охоте
замечательною неутомимостью. Зимою они живут поселками в бревенчатых избах, с
крышами из бересты. Взрослые мужчины большую часть времени проводят в лесу,
добывая зверя. Летом вогулы живут под открытым небом и переходят с места на
место, питаясь рыбою и дичью. При этих передвижениях они уходят от деревень
очень далеко, иногда за сотни верст. На местах временных остановок ими
устраиваются берестяные юрты или шалаши. Главное домашнее животное В. —
охотничья собака; без нее, также как и без ружья и топора, В. не выходит из
дома. В., живущие в более северных местах, держат также оленей, но
сравнительно в небольшом количестве.
В. сами зовут себя манси или манчи: зыряне же называют их иогра,
сходно с древним русским именем их югры. В Сибири оседлые В., живущие по р. Конде,
левому притоку р. Иртыша (пелымские В.), находятся в оживленных сношениях с
русскими торговцами. Во время Ирбитской ярмарки, в феврале месяце, на Конду
съезжаются русские купцы и крестьяне для менового торга с В. Предметами
обмена являются со стороны русских мука, холст, сукно, водка, принадлежности
охоты и пр., а со стороны В. — пушнина, рыба, орехи и т. д. На Конде, в едва
проходимых лесах, находился, как говорят, главный идол В.; другой важный идол
был около верховьев р. Сосвы. В истории России В. появляются в год смерти
первого епископа пермского св. Стефана, когда летописи впервые упоминают о
них. С этого времени они не перестают напоминать о себе. В 1455 г., при одном
из своих набегов на зырян, они проникают под начальством князька Ассьяна даже
до Вычегды. Четвертый и пятый епископы пермские, Питирим и Герасим, убиты В.,
первый — при одном из их набегов, а второй — во время проповеди. В 1483 г.
московское правительство, озабоченное беспокойством, производимым этими
инородцами на северо-восточной границе, двигает против них военную силу.
Воеводы князь Курбский-Черный и Салтыков-Травин нанесли им тяжкое поражение при
р. Пелыме, заставили их принять русское подданство и обложили данью. В 1499
г. пришлось предпринять новый поход, так как В. взбунтовались. Русские отряды
прошли всю вогульскую землю и восстановили спокойствие. Набеги, однако, не
прекратились: в 1581 г. В. напали на строгановские города, а в следующем году
подступали под Чердынь. Оказалось необходимым доставить постоянную стражу в
пределах самой земли В. В 1692 году кн. Горчаковым был основан Пелым; тогда
же был казнен вогульский князек Албегаран. Последний вогульский бунт
относится к XVII столетию. Проповедь христианства между пелымскими В.
предпринял в 1714 г. тобольский митрополит Филофей Лещинский и вел ее с таким
успехом, что в 1722 г. все В. этого края были окрещены. С тех пор они начали
принимать русские обычаи и жить на русский образец. При брачных союзах с
русскими В. быстро утрачивают племенной тип и совершенно сливаются с
русскими. Происшедшее от таких союзов потомство — люди трудолюбивые,
смышленые, иногда очень красивые. Многие из них зажиточны. Обширную
литературу предмета см. у Чупина: "Геогр.-стат. словарь Пермской
губ." (Пермь, 1873).
|