Вино
— это слово имеет тот же корень во множестве европейских
языков: по-французски le Vin, по-немецки der Wein, по-английски Wine. Под
этим словом подразумевается, когда при нем нет никакого прилагательного,
виноградное вино; но тем же словом на русском языке означается и хлебное
вино, иначе называемое водкой. Между ними общее состоит в том, что в обоих
находится водяной раствор винного спирта, или этилового алкоголя (см.
Алкоголь), которому они и обязаны своим общеизвестным действием на организм.
Способ приготовления и состав вина описываются в статьях: Виноградное вино,
Винокурение и Виноделие, а об отношении между содержанием алкоголя и воды
судят по данным, изложенным в статьях: Алкоголометр и Спиртометрия.
Вино (история)
— Вино, подобно другим хмельным напиткам, вызвало у всех
народов множество разнообразных сказаний, касающихся особенно его
происхождения. Уже в древнейшую эпоху жизни индоевропейских народов хмельные
напитки были известны, и особенно ценился опьяняющий напиток сома, который
считался самым священным и благородным даром неба; в честь сомы сочинялись и
пелись гимны, записанные в ведах и Авесте, а человек, упившийся этим
напитком, считался прорицателем: бог говорил его устами. У греков мы уже
встречаем различные взгляды на вино: спартанцы гнушаются его; другие хотя и
презрительно смотрят на пьянство, тем не менее ценят этот Вакхов подарок и
устраивают от времени до времени в честь его вакханалии (см. это слово).
Тогда же являются сказания о происхождении растения, которое дает вино. По
этим сказаниям Вакх, нашедши маленькую виноградную лозу, хотел ее пересадить,
для чего вложил ее в птичью кость; но на дороге растение стало так быстро
расти, что надо было искать другого вместилища: тогда Дионис посадил его в
львиную и потом в ослиную кость. Прибыв в Наксос, он посадил лозу в землю
вместе с этими тремя костями, и потому люди, пьющие вино, сперва поют как
птички, потом становятся львами и наконец обращаются в ослов. В связи с
греческим преданием находится другое, более древнее талмудическое предание о
том, что, когда Ной садил виноградную лозу, дьявол полил ее кровью овцы,
льва, обезьяны и свиньи, вследствие чего вино производит соответственные
последствия. В слове Мефодия Патарского говорится, что дьявол научил жену Ноя
делать хмельной напиток; с гораздо большими подробностями рассказывается в
повести "Отчего уставися винное питие", как черт научил мужика
делать водку и как последний разбогател вследствие этого. Нечто подобное
повторяется в одной белорусской (Боричевский, "Народные славянские
рассказы", 167) и в малорусской (Драгоманов, "Малорусские народные
предания и рассказы", 17) сказке, где вино тоже является дьявольским
изобретением. Как известно, Лев Толстой обработал это сказание в одной из
новейших сказок своих. Богомилы учили "яко вино и жена от диавола естаа"
и доказывали, что и здесь виновен главным образом Сатанаил, и таким образом
создались легенды о происхождении виноградной лозы (см. это сл.).
|