Вече у древних германцев
или народное собраниe (consilium, conventus, placitum и
др.) — У древних германцев было двух типов: собрание свободных людей всего
государства (civitas) и собрание тех же людей только одной из частей
государства (centenae, pagi = Hundertschaften, Gaue). И те, и другие собрания
решали судебные дела и заведовали общественной землей; но только
общегосударственное В. было компетентно в вопросах о войне и мире. Оно же сообщало
гражданское полноправие несвободным; в нем юноши объявлялись
совершеннолетними, в нем, наконец, избирались судьи (principes), стоявшие во
главе отдельных волостей. Если обратить внимание на преимущественную функцию
двух типов собраний, можно назвать волостное Вече — судебным, Вече
государственной общины — политико-административным. Рядом с
общегосударственным вечем стояло собрание старшин (principes, optimates),
которое обсуждало все вопросы до внесения их в народное собрание. Это
последнее, по словам некоторых ученых, не входило в обсуждение предложения, а
либо принимало его, выражая свое одобрение криком и бряцаньем оружия, либо
отвергало, обнаруживая неудовольствие ропотом. В маленьких государствах
общенародное В. собиралось два раза в месяц, каждое новолуние и полнолуние, в
других — один или два раза в год. В романо-германских государствах совет
старшин постепенно вытеснил В.; это было результатом естественной
невозможности собираться людям со всего государства, раз оно достигало
протяжения в несколько сот миль. Так, Фюстель де Куланж доказывает, что у
франков в VI в. уже не было национальных собраний; упоминаемые Григорием Турским
собрания франков — ни что иное, как военные смотры, а встречающиеся в VII
веке convenеtus generalis populi - собрания светских и духовных вельмож (duces,
proceres, primates), с их свитами и слугами. В Каролингскую эпоху этот conventus,
в который призываются все свободные люди, собирается обыкновенно два раза в
год, весной и осенью, и имеет характер учреждения, предназначенного облегчать
правительству осуществлениe его государственных задач: так, здесь не только
объявляется народу о каком-нибудь важном решении или новом законе, но здесь
же правительство принимает ежегодные дары (dona), совещается о религиозных
вопросах, королевские посланцы (missi) читают свои отчеты; иногда собрание
высказывается и по судебным вопросам. Такой характер занятий собрания
позволяет Фюстель де Куланжу утверждать, что оно не может быть рассматриваемо
как учреждение, ограничивавшее королевскую власть. В эпоху господства
феодальных отношений в Европе судьба собраний светской и духовной знати в
различных государствах Запада была неодинакова. Во Франции эти собрания путем
естественной эволюции, по мнению Люшера, из curia generalis превратились в
собрания государственных чинов (états généraux). В
Англии из большого совета (magnum consilium), путем привлечения в него
представителей от городов и рыцарей от графств, образовался парламент. Тот же
процесс превращения феодального совета в представительное учреждение
наблюдается и в государствах Пиренейского полуострова. В остальных
государствах германо-романского Запада подобных превращений не произошло.
Ср. Fustel de Coulanges, "Histoire
des institutions politiques de 1'ancienne France, t. II, III и IV"; Luchaire, "Histoire dea institutions monarchiques
de la France"; Waitz,
"Deutsche Verfassungsgeschichte", т. I.
|