Вернер
Вернер (Werner) — фамилия нескольких немецких живописцев,
из которых заслуживают в особенности внимания: 1) Карл Вернер, род. в 1808 г.
Он учился в Лейпцигской академии художеств под главным руководством Шнорра,
слушал лекции в тамошнем университете и, пристрастившись к акварельной
живописи, составил себе ею известность прежде всего в Мюнхене. После того он
провел 20 лет (1833—1853 гг.) в Италии, путешествовал в Англии, Испании и на
Востоке, при чем собрал огромный запас этюдов, которые потом и обрабатывал в
своих многочисленных акварелях, до сей поры высоко ценимых любителями
искусства. Хотя его приемы теперь несколько устарели, однако они произвели в
свое время переворот в технике акварели, внеся в нее силу красок и
возможность приближаться к натуре, какие до той поры были для нее недоступны.
Множество учеников стекалось к В. из всех стран, даже из Англии, где
акварельная живопись и без того стояла давно на высокой степени развития; в
числе других ему обязан своим образованием знаменитый Пассини. Маститый
художник живет теперь в Лейпциге, состоя профессором тамошней академии. 2)
Фриц Вернер, берлинский жанрист, ученик А. Менцеля и Мейссонье, род. в 1828
г. Он пишет преимущественно сцены из быта высшего и среднего общества в XVIII
столетии, сообщая своим композициям много жизни и юмора и прекрасно
воспроизводя типы, костюмы и всю обстановку того времени. Лучшие его картины:
"Фридрих Великий в своей библиотеке в Сансуси", "Гренадер
Фридриха Вел. любезничает с молодой нянькой", "Свадьба" и
"Из дрезденской галереи". 3) Антон-Александр В., исторический и
жанровый живописец, директор Высшего художественного училища в Берлине,
профессор тамошней академии художеств и член многих других академий, род. в
1843 г., главными его наставниками были Лессинг и Ад. Шредтер. Впервые
снискал он себе известность иллюстрациями к стихотворениям Шеффельса и друг. писателей,
в которых выказались неистощимость его фантазии, понимание духа поэтов. Менее
удачны были выходившие из под его кисти в 1864—1870 гг. жанровые картины.
Равным образом не особенно интересны и первые исторические, иногда
монументальные, картины, с которыми он выступил в половине 1860-х годов: "Лютер
пред Каэтаном", "Конрадин в плену", "Лютер на Вормсском
собрании" и др. Громкая известность Вернера начинается с 1871 г., после
того, как он, находившись при прусской армии в походе во Франции, стал
прославлять победы и величие своего отечества в картинах то аллегорических,
то реалистических, то представляющих смесь символизма с действительностью, —
произведениях, весьма ловко сочиненных, красивых по группировке и краскам, но
официально-холодных по содержанию. Таковы его колоссальный фриз на победном
памятнике в Берлине (воспроизведенный мозаикой Сальвиати),
"Провозглашение Германской империи" в Версале, "Въезд
императора Вильгельма в Саарбрюкен", "Берлинский конгресс",
"Гр. Мольтке перед Парижем", "Коронация Фридриха I" и др.
|