Верещагин
Верещагин — фамилия трех русских живописцев. — 1) Василий
Васильевич Верещагин родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской
кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на
службе, вышел в отставку и поступил в Академию художеств, где работал под
руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Получив малую серебряную медаль
за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и похвалу Академии за
композицию, В., не окончив курса, уехал за границу. В Париже он поступил в Ecole
des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома.
Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в
Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки
типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во
французских журналах "Le Tour de Monde" и в русском "Всемирном
путешественнике"; некоторые из них были на академической выставке 1867
г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. В. был на Дунае и затем
снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил Академию
выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он
путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью — что и
было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год,
выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1867 г. В.
отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между
прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден
св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу;
частью жил в Париже, частью в Мюнхене. Почти все его туркестанские картины
написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на "После удачи",
"После неудачи", "Опиумоеды", а также на фотографию с
картины, уничтоженной самим художником, "Бача со своими
поклонниками". Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в
Лондоне в 1873 г. и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург
увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Ввиду толков и
обвинений в тенденциозности В. снял с выставки и уничтожил три картины из
этой замечательной коллекции: "Окружили — преследуют",
"Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121 номера.
В 1874 г. совет Академии во внимание к его художественным трудам возвел В. в
звание профессора, о чем В. и был уведомлен официально; но В., считая все
чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания.
Тогда совет Академии определил исключить В. из списка ее членов. В Индии В.
пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать
картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году В. отправился на
Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания
на миноноске лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве
и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность
начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное
количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целых два
года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую)
в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских
картин всего 32, а болгарских — 13. В 1884 г. В. отправился в Палестину и
Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885—88 гг.
выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене,
Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий
колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет
сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь
для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он
решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случае
В. нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной
Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много
толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском,
без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор,
В. известен своими путешествиями и воспоминаниями, как, напр., "Заметки,
очерки и воспоминания", "Поездка в Гималай". В журнале
"Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием
"Реализм", в которой выступает жарким защитником реализма в
искусстве.
— 2) Василий Петрович Верещагин, профессор в Имп. Академии
художеств, родился в 1835 г. Первоначальное художественное образование
получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию художеств
учеником А. Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в Академии он
получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером
Академии, В. посетил все важные художественные центры, но главным образом
работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в
Петербург в 1869 г., он представил в Академию в виде отчета о своих
заграничных занятиях картины: "Св. Григорий Великий наказывает нарушение
монашеского обета", "Свидание узника с семейством", "Ночь
на Голгофе", три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за
что и сделан профессором портретной и исторической живописи. В 1870 году В.
отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением
стенной декорации дворца вел. кн. Владимира Александровича на темы из русской
народной поэзии. Он, между прочим, написал "Илью Муромца",
"Алешу Поповича", "Добрыню Никитича",
"Деву-зарю" и "Овсень", в огромных размерах, на особом
рубчатом полотне в подражание гобеленам. К наиболее замечательным
произведениям его следует причислить: "Крещение св. Владимира",
"Водворение христианства в Киеве" и "Закладка десятинной
церкви". Эти последние картины находятся в церкви дворца вел. кн.
Владимира Александровича. Капитальными трудами В. считаются колоссальные
работы его в Москве, в храме Спасителя. Упомянем еще о следующих его картинах:
"Снятие со креста", "Римские девочки", "Чучар",
"Ау!". В 1891 г. В. издал "Альбом историй государства
Российского в изображениях державных его представителей". На
академической выставке 1891 г. находилась большая картина В. "Защитники
Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 г.".
— 3) Петр Петрович Верещагин, брат предыдущего, академик
пейзажной живописи (1836—1886); первоначальное художественное образование
получил в родном городе, Перми, а в конце пятидесятых годов поступил в
Академию художеств. В пейзаже он был по преимуществу перспективист, и картины
его написаны очень тонко, хотя довольно однообразно; путешествуя по России,
он написал в этом роде множество видов Москвы, Киева, Петербурга,
Севастополя, приволжских городов, городов западных губерний, финляндские,
крымские, кавказские и уральские виды, а с 1878 г. — города по Дунаю. Из его
картин назовем: "Толкучий рынок в Москве", "Вид Кремля",
"Ветряная мельница в Люцине", "Аюдаг в Крыму",
"Общий вид Севастополя", "Нижний Новгород", "Площадь
в Тифлисе", "Исток Риона", "Ореанда",
"Военно-грузинская дорога", "Невский проспект",
"Выборг", "Севастопольский рейд", "Вид города
Перми", "Речка Архиповка", "Деревня Корничная",
"Улица в Систове", "Нева с набережной у Академии
художеств", "Рынок в Нижнем Новгороде", "Вид в
окрестности г. Острова", "Дворец в Ливадии", "Пристань в Галаце".
|