Венчание на царство
— торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке,
отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые
более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее
половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых
византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на
престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и
на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение,
поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду
и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и
говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь
слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец,
обыкновенно самим патриархом. При этом государь давал клятву беречь св. веру,
заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. д. В X
веке церковь провозглашала императора святым, т. е. освященным в своей власти
для мира своего царства; в том же X веке явилось и внешнее действие этого
освящения — миропомазание, основание для которого представляла церковь
Ветхозаветная.
В России "первовенчанником" был Димитрий, внук
Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие
памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма
кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на
"золотом отнем столе" ("Слово о полку Игореве"),
совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии
светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Совершенное
в первый раз священное В. над Димитрием Ивановичем вполне соответствовало
древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз
увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн
Васильевич IV. Кроме барм (см. это слово) и шапки мономаховой, на царя
возлагались и другие знаки царского достоинства; так, при венчании на царство
Иоанна Грозного митрополит возложил на него "крест от Животворящего
Древа", золотую цепь и подал в руки скипетр. При венчании Бориса
Годунова к указанным украшениям прибавилось "яблоко", или держава,
которое вручил ему патриарх, со словами: "Сиe яблоко знамение твоего
царствия: яко убо яблоко cиe, приим в руце свои держиши, тако держи и вся
царствия, данныя тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо".
Наибольшую полноту греческого чиноположения представляет В. царя Федора
Алексеевича. Патриарх спрашивал его: "Како веруеши и исповедуеши Отца и
Сына и Св. Духа?". И царь торжественно прочитал Символ веры. Кроме
вышеупомянутых знаков царского достоинства, по примеру греческих царей, на
него возложена была царская одежда. После миропомазания царь был введен в
алтарь Царскими вратами и там причастился, тогда как раньше царь причащался
пред Царскими вратами.
К числу чисто русских особенностей, вошедших в состав
древнего царского чина В. на царство, следует отнести прежде всего поучение,
которое говорил представитель Церкви коронуемому и которое входило, как
существенная часть, в состав самого чина венчания. Особенности бытовые: 1)
осыпание коронованного золотыми и серебряными деньгами (оно повторялось
несколько раз и заимствовано из брачного ритуала); 2) оберегание царского
пути, чтобы никто его не перешел и не оставил дурного следа, что также
связывается с обычаем оберегания пути новобрачных в свадебных обрядах; 3) опоясание
шитым полотенцем и 4) хождение ко гробам предков. За время от 1546 г. до
начала коронования царских В. было 9: Иоанна IV, Федора Иоанновича, Бориса
Годунова, Лжедимитрия, Василия Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея
Михайловича, Федора Алексеевича, Иоанна и Петра Алексеевичей. Следует еще
упомянуть о царском В. Марины Мнишек, невесты Лжедимитрия I, происходившем 9
мая 1606 года, тоже в Успенском соборе, как и все прочие. Патриарх,
обменявшись речью с Лжедимитрием, возложил на Марину животворящий крест,
бармы и венец. Ей также пелось многолетие, и на литургии патриарх украсил ее
цепью Мономаха, совершил миропомазание и причастил. Что касается чина
коронования императорского, то он воспроизводит греческое церковное В. в
полнейшей и законченной форме его. По примеру греческих, и pyccкиe императоры
стали приобщать к священному В. и миропомазанию своих супруг. Отличие
императорского коронования от царского В. состоит в том, что императорская
мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного, заменила
древнюю царскую одежду с бармами и золотою цепью. Императорская корона
заменила древнюю шапку или венец Мономахов. С другой стороны, вследствие
замены представительства церкви в едином лице пaтриpиapxa представительством
соборным в учреждении синода, в самом чине В. произошли некоторые перемены.
Так как в частности ни один епископ, хотя бы и член синода, не соединяет в
себе достоинства, соответствующего царской чести и власти, то государь
восседает на троне не с первенствующим епископом, а с государыней; он сам
возлагает на себя корону и сам же возносит ее на главу государыни.
Первое коронование было совершено в 1724 г. над Екатериною
I, супругою Петра Великого, и установленный чин коронования с тех пор остался
неизменным до последнего времени. При коронованиях введен обычай выдавать
участникам медали с изображением коронуемого и в память коронации.
Ср.: "Чины царских венчаний" в "Собр. госуд.
грамот и договоров", т. II и III и в VII т. "Российской Вивлиофики";
"Акты археогр. экспед.", т. II (чин венчания Василия Ивановича
Шуйского); "Полное Собрание Законов", т. II, № 648 (чин венчания
Федора Алексеевича) и № 931 (чин венчания Иоанна и Петра Алексеевичей), и,
след. тома (под 1724, 1727, 1730, 1741, 1761, 1762, 1796, 1801, 1826, 1856,
1882 гг. — чин коронований); Успенский, "Опыт о древностях
Российских" (Харьков, 1818); Китаев, "О священном венчании и
помазании царей на царство" (С.-Петербург, 1847); Горский, "О
священнодействии венчания и помазания царей на царство" (Москва, 1882);
Е. В. Барсов, "Древние pyccкиe памятники священного венчания царей на
царство, в связи с греческими их оригиналами", с введением, в "Чтен.
моск. общ. ист. и древн.", 1883, № 1; Белозерская, "Царское
венчание в России", в "Русской Мысли" за 1883 г., №№ 4 и 5.
|