|
Бессмертие у нас в
кармане? ВЯТСКИЙ
инженер считает, что бессмертие конкретного человека — не выдумки фантастов,
его можно обеспечить уже сегодня. ПОИСТИНЕ
безграничен круг интересов вятских кулибиных,
ньютонов и уэльсов. На публикацию “Поищем клад
Соловья-Разбойника” (“АиФ — Вятка”, № 12, 2000 г.) откликнулся выпускник МГТУ
им. Баумана, инженер из г. Котельнича Владимир Александрович Сухих, который
принёс в редакцию статью “К вопросу о достижении индивидуального бессмертия
человека путём перевода личности человека на другой материальный носитель”.
Владимир Александрович выдвигает собственный механизм перевода, оспаривая труды
виднейших учёных в этой области. Он пробовал опубликовать свою статью в
серьёзных столичных изданиях, но везде получал вежливый отпор. В одной из
редакций его даже обозвали сектантом, который распространяет вредные идеи, в
другой разве что не покрутили у виска… Мне этот труд
показался заслуживающим уважения и подготовил ее к публикации, правда, в
кратком изложении. Подробный текст можно скачать здесь Владимир
Александрович не ограничился изысканиями теоретическими, параллельно он стал
писать продолжение известной в свое время фантастической повести Александра Мирера "Дом скитальцев", которая была издана еще
в начале 70-х. Для тех, кто не читал Мирера, начало
"Дома скитальцев-2", скорее всего, будет немного непонятно. Поэтому
советую поискать в библиотеках книгу Александра Исаевича или прочитать статью
В. Сухих. В свою очередь мы с Владимиром будем знакомить вас (по мере
готовности) с главами повести "Дом скитальцев-2", ДЛЯ
НАЧАЛА автор статьи подробно рассматривает проблему перемещения человеческого
“Я” с философской точки зрения и приходит к выводу, что человечество ещё не
пришло к пониманию того, что есть человеческое “Я”. Поэтому Владимир Сухих
отметает предлагаемые различными авторами различные способы копирования того,
что мы ещё не знаем. И предлагает свой, совершенно новый способ достижения
бессмертия с использованием компьютера — Способ Постепенного Перемещения (СПП). Способ
основан на использовании логически завершённого представления о наличии в
управляющей деятельности мозга так называемой "схемы тела". Исходя из
представления о том, что "Я" возникает в результате процессов
переработки информации (душа или мозг в данном случае могут использовать только
ту информацию, что поставляет им тело), можно предположить, что постоянной
существенной частью "Я" является постоянный учёт параметров,
поступающих от "схемы тела" и памяти. Это очевидно и известно. Не
очевидно другое — "схема тела" не является
постоянной! Прежде всего, она "растёт" с телом — когда растёт
ребёнок. Она "растёт" и, например, при тренировках спортсменов. Она
"уменьшится", когда вырвут зуб. Более того, она даже выходит за
пределы физического тела и распространяется на предметы, частью тела вообще не
являющиеся! Взять, например, костыли, или, ещё лучше, очки. Вспомните, как вы
не можете их найти, в то время как они у вас на носу! Развивая
эту мысль дальше, можно предположить, что "Я" инвалида, имеющего
"Запорожец", более "расширено", чем "Я" инвалида,
не имеющего автомобиля. Здесь "Я" вынуждено учитывать способы
своего передвижения и отражать их "в себе". А способы работы с
внешней информацией? Например, компьютер явно открывает новую грань в
функционировании "Я" в информационном пространстве. И наверняка он
присутствует в каком-то виде в "схеме тела" компьютерного фаната,
месяцами ползающего по "Интернету". Или взять наркотики. Они не
только имеются в памяти, как принято считать, но и
присутствуют в "схеме тела" в качестве внешнего объекта. Возможно
даже, что с появлением в организме наркотического вещества в мозгу, наряду с
основным "Я", возникает и некое виртуальное "Я", но без
самосознания, так как на его полноценное существование не хватает
вычислительных ресурсов мозга. Теперь
рассмотрим вопрос о работе электронных протезов. Сигнал от механической руки
через вживлённую микросхему подаётся прямо в нужный отдел мозга. И
"Я" воспринимает механическую руку как свою собственную (пусть и не
совсем). И становится полноценным, точнее расширяется. А вот
теперь самое главное. А что будет, если подобным способом — прямым подключением
к мозгу, нормальному здоровому человеку попытаться подключить, например третью
руку? Первое, что будет отмечено — в мозге нет зон, работающих на эту
дополнительную руку. Но это совсем не значит, что не найдется ни одного
участка, с помощью которого можно будет научиться управлять этой рукой. Тем
более, что существующие руки можно временно лишить
подвижности. Адаптационные возможности мозга очень велики, и,
скорее всего, через некоторое время человек научится использовать эту
дополнительную руку в качестве своей. И что самое важное, она будет
полноправно включена в "схему тела". Опираясь на расширенную
"схему тела", расширится и самосознание "Я". А если
подключить десять новых рук? Теперь для полноценного овладения новыми
конечностями адаптационных возможностей мозга уже не хватит. Здесь нужно
подключить к мозгу тот самый имитирующий компьютер — в качестве нового отдела
мозга, на который и прицепить эти руки. Теперь, если ограничить деятельность
тела, для своего нормального существования "Я" вынуждено будет
"освоить" вычислительные ресурсы компьютера и включить его в
"схему тела". А если постепенно подключать все новые и новые системы
и органы, поставляющие полезную для "Я" информацию? Например,
устройства для улавливания инфракрасного и ультрафиолетового излучений,
устройства для работы с запахами, да и многое другое. В таких условиях
"Я" будет подключать к "схеме тела" всё новые и новые
разделы. И, наконец, наступит такой момент, когда мощность подключённого
компьютера превзойдет мощность мозга, а затем и превзойдет его многократно. И
тогда уже не компьютер будет выступать в качестве дополнительного к мозгу
устройства, а наоборот. И тогда "центр тяжести" "Я" переместится
в компьютер, а на собственно мозг будет опираться его малая часть. А теперь
можно вспомнить, что "схема тела" может и уменьшаться. И в случае
смерти физического тела оно будет попросту отброшено с несущественным
сокращением расширенного самосознания. "Я" останется в компьютере! Понятно,
что не обязательно всю эту массу устройств подключать физически. Этого можно
достичь виртуальной имитацией. Всё это только дело техники. Видятся
три достоинства этого способа. Первое — еще не предложен ни один способ,
позволяющий переместить "Я" ИЗ КОМПЬЮТЕРА в тело. Способ Постепенного
Перемещения, развёрнутый в обратную сторону, позволяет проделать эту операцию.
Второе — если подключить подобное устройство в самом раннем возрасте, это
позволит в течение всей жизни корректировать взаимодействие индивидуальных
особенностей мозга и личности с компьютером с учетом ощущений человека, а
побочным результатом такого процесса будет, в частности, возможность
непосредственной записи информации в мозг. Представьте себе ребенка 3-4 лет с
университетским образованием. И это не будет насилием над личностью. Наоборот,
личность, не ограниченная в способах добычи информации, сама возьмёт столько,
сколько в состоянии будет освоить. И, наконец, третье — способ (СПП) поддается
экспериментальной проверке уже сейчас. Ничто не мешает, используя компьютер
подобным образом, довести, например, интеллект крысы до уровня интеллекта
обезьяны. И посмотреть, что получится. И откорректировать метод. Как мне
кажется, основная трудность не в том, как корректно заставить мозг использовать
внешние вычислители и память или появления "сверх-Я"
в результате процесса постепенного перемещения, дороговизна СПП по сравнению с
отвергаемыми автором способами копирования личности, а в недоизученности
“границ” человеческого мозга. Это моё сомнение подтверждает и тезис В. Сухих о
том, что мы всё еще не знаем “содержимое” (составляющие) человеческого “Я”. Как
долго нужно пичкать человеческий мозг непосильными задачами, чтобы он
постепенно уступил своё место искусственному мозгу или, вернее, “перетёк” в
него? В.А.
Сухих считает, что проблема индивидуального бессмертия человека должна быть
выведена за рамки её обсуждения отдельными заинтересованными лицами, так как в
скором будущем она может превратиться в глобальный политико-экономический
фактор. . |