Коневодство и коннозаводство
— По количеству лошадей Россия занимает первое место в
мире: из 60456000 (приблизительно) лошадей, а именно 32253400 в Европе,
4125400 в Азии, 656000 в Африке, 20909000 в Америке и около 1441500 в
Австралии, на долю России приходится более 25000000.
На основании конской переписи 1882 г. найдено общее число
лошадей в Европейской России, без Кавказа и Финляндии, более 21000000 или на
100 жителей 25,5 лошадей, в том числе в рабочем возрасте 19,3, между тем как
в других европейских государствах приходится от 2 до 17 лошадей и только в
Соединенных Штатах 24,3. Но это отношение лошадей к населению в Самарской,
Оренбургской и Астраханской губерниях составляет 55. Самая малая цифра падает
на Привислянские губернии — 16,2 и 10,2. Данные конской переписи 1888 г.,
обследовавшей 41 губернию, показали, что весь конский состав этих губерний
определяется в 12675657 голов и что прирост там конского населения со времени
переписи 1882 г. составил 619758 голов. Эти же переписи показали, что из 100
лошадей 58,1 имеют рост в холке ниже 1 аршина 14 вершков, 28,0 — от 1 аршина
14 вершков до 2 аршин и только 13,9 — 2 аршина и выше (по переписи 1888 г.
65,4% маломерных, т. е. 1 аршин 14 вершков и ниже и 34,6% полномерных, т. е.
выше 1 аршина 14 вершков). Далее, по тем же сведениям, видно, что на 6681552
кобылы приходятся 696346 жеребцов (по переписи 1888 г. кобыл 45%, a жеребцов
3,6%). Наконец, что 86,9% лошадей принадлежат крестьянскому населению.
Хотя Россия весьма богата количеством лошадей, но нельзя
сказать того же о их качестве; в большинстве местностей К. ведется самым
примитивным способом, отчего преобладающим типом является русская
крестьянская лошадь, не удовлетворяющая своим телосложением самым скромным
требованиям, предъявляемым к рабочей лошади. Но к числу ее достоинств следует
отнести выносливость, неприхотливость к корму, вообще способность
приспособляться к различным условиям содержания и годность одновременно и к
земледельческим работам, и к перевозке на большие расстояния тяжестей, что
должно быть принимаемо в расчет при выборе породы производителей для
улучшения русской рабочей лошади. К числу причин, препятствующих развитию у
нас крестьянского К., относятся: сравнительно небольшое число жеребцов и
вообще еще меньшее число жеребцов, могущих передать приплоду соответствующее
требованиям телосложение; совместная пастьба молодых лошадей различных полов,
отчего происходит преждевременная случка; употребление в весьма раннем
возрасте в работу; непосильный труд и в высшей степени несоответствующие
гигиенические условия; частые конские падежи и т. п. В губерниях
коннозаводческих — Воронежской, Орловской и Тамбовской — крестьяне занимаются
производством так называемых "выкормков", по росту и складу далеко
превышающих среднюю крестьянскую лошадь. Но рослые и, на первый взгляд, как
будто сильные лошади, при ближайшем осмотре оказываются с переразвитыми
формами тела, высшей степени неправильным поставом ног, особенно задних,
сырой, дряблой мускулатурой и вообще с мало развитым аппаратом движения. Все
это происходит от незнания законов подбора, и почти совершенного отсутствия
движений жеребенка при выкармливании.
В Воронежской губернии по реке Битюгу разводится порода
наших битюгов, происшедших, еще при Петре Великом, от смешения голландского
тяжеловоза с рослыми местными кобылами. Со временем, вследствие близости
завода графа Орлова, к битюгу подливалась рысистая кровь. Порода битюгов в
настоящее время сильно вырождается и изменяет первоначальный тип. К числу
лошадей следует отнести тип лесной лошади Севера — лошадей белорусских,
литовских жмудок, клепперов, шведок, обвинок и вяток, лучшие представители
которых низкорослые, но довольно быстрые и выносливые лошади. К верховому
сорту местных русских пород относится: донская, киргизская, башкирская,
калмыцкая, черноморская, крымско-татарская, туркменская, текинская и йомудская
лошади. Все эти породы отличаются выносливостью, крепостью, довольно быстрыми
движениями и, при рациональном ведении дела, могут дать прекрасный материал.
Кроме названных пород в России разводится, исключительно коннозаводским
путем, русская рысистая лошадь, затем чистокровная английская и арабская и
западноевропейские породы тяжеловозов: ардены, першероны, клейдестали и суффольки.
Разведение их ведется в конских заводах, или же, между прочим, в хозяйствах.
Самый примитивный вид завода — это содержание лошадей в
табунах, где хозяин табуна не руководит подбором. Второй вид, уже более
совершенный, это содержание лошадей также в табунах, но табуны эти разбиваются
на более мелкие и в каждый из них назначается один жеребец — производитель на
известное число маток. Остальных жеребцов, негодных по своему складу, силе и
типу или холостят, или удаляют из табунов. Спаривание же в этих табунах или
"косяках" произвольное, "косячное". Этими двумя способами
разводятся лошади наших степей. Впрочем, за последнее время второй вид завода
стал принимать более культурную форму, и производителями являются уже кровные
или улучшенного вида жеребцы; самое спаривание иногда ведется ручным
способом. Третий вид конских заводов — культурный, где подбор производится
самим хозяином завода, сообразно с желанием развести известную породу, вид
или тип лошадей. Здесь спаривание ведется исключительно ручным способом, т.
е. известной породы, типа и проч. матку сводят с таким же
жеребцом-производителем, причем заводчик руководствуется научными знаниями
подбора, желая совершенствовать породу или образовать новую.
Коневодство в России существовало уже издавна. Религиозные
верования и обычаи славян внушали известное уважение к лошади. Славянские
воины были преимущественно конные. Для земледельческих работ славяне издревле
пользовались лошадью. Удельные князья имели на конюшнях большое число
лошадей. В войске Дмитрия Донского насчитывалось до 150000 всадников во время
Куликовской битвы. При Иоанне III в конце XV в. был основан под Москвой
государственный конный завод, названный "хорошовским". Но К. того
времени преследовало не улучшение породы, а содержание и сохранение
купленных, преимущественно у татар, лошадей и только в XVIII в. начали
обращать на это внимание. Петр Великий в 1712 г. повелел завести конские
заводы в Казанской, Азовской и Киевской губерниях и городе Астрахани. Кроме
того, было приведено несколько эстонских клепперов в Архангельск и Пермскую
губернию. Для улучшения породы наших рослых местных лошадей, разводимых по
реке Битюгу в Воронежской губернии, выписаны голландские рабочего сорта
жеребцы. После Петра I на развитие К. было обращено наибольшее внимание в
царствование Анны Иоанновны: в 1739 г. открыто 10 заводов, в которых к 1
января 1740 г. числилось 4414 лошадей арабских, английских, испанских,
персидских и пр. Но К. того времени носит односторонний характер: заводы
преследуют одну главную цель — снабжать лошадьми кавалерию и императорские
конюшни. В XIX столетии, после временного упадка К. вследствие войны 1812 г.,
оно быстро начинает подниматься, причем изменяется самый характер и цель его
— обращается внимание на улучшение местных пород и поощряется устройство частных
заводов. С 1819 г. все существовавшие заводы подразделены на придворные и
военно-конские и, затем, в 1843 г., последние преобразованы в государственные
и из них уже не производился ремонт полков, но все лошади предназначались
исключительно для улучшения пород в государстве, для чего учреждены были,
кроме того, земские случные конюшни. В этом же году учреждено особое
ведомство — "Управление государственного К.". Одновременно с этими
преобразованиями началось и размножение частных конных заводов, число которых
выросло со 100 до 900. С 11 октября 1848 г. по 12 ноября 1856 г.
"Управление государственным К." состояло присоединенным к
министерству государственных имуществ, "как отрасль сельского
хозяйства", затем выделено из этого министерства в самостоятельное
управление, но через 17 лет — 17 апреля 1874 г. — вторично подчинено ведению
министра государственных имуществ и оставалось в его заведовании до 1 июня
1881 г., когда из него было вновь образовано самостоятельное "главное
управление", существующее до настоящего времени. В состав его входят:
центральные учреждения — совет с канцелярией и местные — государственные
конные заводы, заводские степные конюшни с отделениями и постоянные случные
пункты.
Государственных конных заводов в настоящее время — 6, а именно:
1) Хреновский, Воронежской губернии, Бобровского уезда,
принадлежавший прежде графу Орлову-Чесменскому, который в 1778 г. перевел его
в село Хреновое, на реке Битюге, из подмосковного имения села Лосиный Остров.
Здесь разведена порода русского рысака от выводного арабского жеребца и
русская верховая лошадь (ср. Жеребец). Завод приобретен казной в 1848 г. и
теперь (1894) в нем имеются отделения [В этом перечислении приплод для
краткости, не показан.]: а) рысистое (16 жеребцов и 87 маток); б) охотниковское
(1 ж. и 14 м.); в) крупнорабочего сорта иностранных пород (жеребцов: клейдесталь
— 5, першеронов — 3, брабантской — 1, арденской — 5, заводских маток — 139);
и г) битюгское (2 жеребца датской породы, 18 заводских маток).
2) Деркульский или старый завод, самый древний — основан в
1751 г., в 1819 г. отнесен к военно-конским, состоял из пород: датской,
английской, мекленбургской, ломбардской, турецкой, персидской, арабской и
орловской; потом (1864) в нем содержались сорта: шорный, экипажный, возовой,
английских тяжеловозов и першеронов; в 1890 г. сюда переведен из Хреновского
завода чистокровный английский рассадник и в настоящее время имеются только
два отделения: чистокровно-английское (7 жеребцов, 41 заводская матка) и
степное (9 жеребцов: 5 чистокровных английских и 4 полукровных).
3) Стрелецкий, основан в 1803 г.; с 1864 г. назначен
исключительно для верхового сорта лошадей и при нем (1883) учреждено арабское
отделение. В первом отделении: 11 чистокровно-английских жеребцов, из которых
7 выводных, 130 заводских маток и в арабском — 2 жеребца выводных и 26
заводских маток.
4) Ново-Александровский, преобразованный в 1823 г. из алексеевского,
основан в 1810 г., производит верховых лошадей от соединения чистокровных
английских жеребцов с матками, родившимися на других государственных заводах.
В нем 11 чистокровных английских жеребцов, из коих 5 выводных, 145 маток.
5) Лимаревский, основан в 1819 г. и преобразован в 1885 г.
(13 жеребцов чистокровных английских, 6 выводных и 1 полукровный, 144
заводских матки).
Деркульский, Стрелецкий, Ново-Александровский и Лимаревский
заводы находятся в Харьковской губернии, Старобельском уезде, и известны под
общим названием беловодских заводов.
6) Яновский, Седлецкой губернии, близ посада Янова,
основан Александром I (12 чистокровных английских жеребцов, из которых 5
выводных, 59 заводских маток). Разводит чистокровных и полукровных верховых
лошадей. При нем имеется заводская конюшня на 100 жеребцов.
Все эти конские заводы производят чистокровных лошадей,
для улучшения же местного К. имеются случные заводские конюшни с известным
количеством жеребцов, которых на время случного периода, с 15 февраля по 15
июня, разводят, по соглашению с земствами и коневодами, на случные пункты в
разные уезды и местности. Содержание конюшен и жеребцов на пунктах
производится на средства, отпускаемые главному управлению государственного К.
В настоящее время состоят в Европейской России 21 заводская конюшня, 1
земская, 7 степных и кавказских и 2 отделения кавказских конюшен. Почти
каждая конюшня имеет жеребцов на постоянных случных пунктах. Кроме заводских
конюшен имеются еще отдельные постоянные случные пункты.
II) Постоянные случные пункты: в Астраханской губернии: 2
ж. (верховой и полукровный); Виленской: 1 ж. (верховой); Вологодской: 2 ж. (полурысистый
и першерон); Воронежской: 2 ж. (рысистые); Вятской: 3 ж. (рабочие и
рысистые); Гродненской: 2 ж. (рысистый и полукровный); Дагестанской области:
2 ж. (арабо-английский и полукровный); Области Донского Войска: 1 ж.
(чистокровный); Калужской: 1 ж. (рабочий); Киевской 3 ж. (рысистые и
чистокровный английские); Ковенской: 4 ж. (полукровные и верховые);
Костромской: 4 ж. (рысистые полупершерон, ардено-першерон и тяжеловоз);
Курской: 1 ж. (рысистый); Ломжинской: 1 ж. (полукровный); Лифляндской: 5 ж.
(верховые и рысистые); Минской: 3 ж. (верховые и рысистые); Московской: 8 ж.
(рысистые, рабочие и першерон); Орловской: 10 ж. (рысистые, тяжеловоз,
полукровные и рабочие); Полтавской: 1 ж. (рысистый); Псковской: 18 ж.
(рысистые, першерон и рабочие); С.-Петербургской: 3 ж. (рысистые); Пермской:
3 ж. (рабочие и рысистые); Саратовской: 1 ж. (полукровный); Тамбовской: 2 ж.
(рысистый и рабочий); Тверской: 2 ж. (финской породы и рысистый); Тульской: 1
ж. (рысистый); Тургайской области: 1 ж. (полукровный); Уфимской: 2 ж.
(рысистые); Черниговской: 7 ж. (верховые, рысистые, першерон и финской
породы) и Эстляндской: 3 ж. (верховые и полукровные).
III) Частные конные заводы, по переписи 1888 г.: в
Петербургской губернии — 6 заводов с 10 ж. и 50 м. Самые большие в селе
Знаменке, Петербургского уезда, великого князя Николая Николаевича, с 2 ж. и
14 м. арденской породы, и Лужского уезда, П. А. Бильдерлинга, с 1 ж. и 12 м.
той же породы. Новгородской губернии — 3 завода с 10 ж. и 60 м. Наибольший —
рабочих лошадей Готского Даниловича, Старорусского уезда: 4 ж. и 25 м.;
другие два рысистые — Богдановича, Кирилловского уезда, и в городе Череповце
"Любецкий". Псковской губернии — 11 заводов с 25 ж. и 150 м. Самый
крупный — Порховского уезда, графа С. А. Строганова — с 8 ж. и 40 м. рысистые
и верховые английские. Лифляндской губернии — 62 завода со 100 ж. и 650 м., сорты:
верховые, упряжные и рабочие (около ¼ заводов). Эстляндской губернии —
18 заводов с 25 ж. и 190 м. Более крупные: графа Унгер-Штенберга Валкского
уезда (упряжные, верховые и рабочие арденской породы), Вирляндского уезда
графа Нирода (чистокровные английские.). Курляндской губернии — 14 заводов с
10 ж. и 150 м.: верховые, рысистые и рабочие. Крупнейший Грабинского уезда,
барона Нольде, с 4 ж. и 25 м. рабочие. Газенпотского уезда, зав. рабочие
графа И. И. Воронцова-Дашкова. Виленской губернии — 25 заводов с 50 ж. и 240
м. Крупнейшие: Грабовского, Лидского уезда, имения Можейково с 45 м.
(верховые и упряжные) и графов Плятеров того же уезда, имения Лужки и Бошня,
с 20 м. (верховые и рысистые). Витебской губернии — 7 заводов с 20 ж. и 80 м.
Более крупные: Володковича, Лепельского уезда, имения Иванск, с 6 ж. и 20 м.:
верховые и рабочие; барона Корфа, имения Крейцбург, с 7 ж. и 18 м.: крупные и
упряжные, и Писарева, село Константиново: рысистые. Гродненской губернии — 19
заводов с 40—50 ж. и до 300 м.: упряжные и верховые, английской и арабской
пород. Самый крупный графа Волловича, Белостокского уезда, имения Крживсясеновка
— 5 ж. и 40 м. чистокровной арабской и английской и помесь русского рысака с
английским. Скаковые заводы: Урсина-Немцевича, О'Бриен-де-Ласси и Глазера. Сувалкской
губернии — 7 заводов с 30 ж. и 200 м., верховые. Наиболее крупные: барона де-Кейделя,
Владиславского уезда, имения Гелкудишки-Низшие: 10 ж. и 80 м. верховые и
упряжные и Гейштора: 4 ж. и 50 м. Ковенской губернии — 3 завода: 70 ж. и 350
м. Наиболее крупные: князя Огинского, Россиенского уезда, имения Ретово — 18
ж. и 43 м. верховые, упряжные и рабочие, есть чистокровные производители
жмудской породы; г. Бурбо, Ковенского уезда, с 5 ж. и 32 м. верховые,
упряжные и рабочие. Минской губернии — 24 завода с 40 ж. и 250 м., рабочие
(около 2/3). Самый крупный — князя Радзивилла Слуцкого уезда, имения Маньковичи,
с 5 ж. и 30 м., чистокровные арабские. Могилевской губернии — 5 заводов с 10
ж. и 50 м. Более крупный Кожина, Быховского уезда: 3 ж. и 12 м. Варшавской
губернии — 15 заводов с 45 ж. и 200 м. Наибольшие братьев Кроненберг
(скаковые и першероны) и г. Мысоровича — верховые. Калишской губернии — 4
завода с 15 ж. и 80 м. Более крупный В. Воджинского, Ленчицкого уезда: 4 ж. и
20 м., скаковые. Келецкой губернии — 10 заводов с 20 ж. и 120 м., английские
и арабские. Наибольшие графа Потоцкого и Попеля, где арабская, англо-арабская
и нормандская породы. Люблинской губернии — 21 завод с 4—5 ж. и 385 м. Более
крупные: графа Грабовского, графа Замойского и Бобровского. Петроковской
губернии — 5 заводов с 5 ж. и 31 м. Плоцкой губернии — 4 завода с 16 ж. и 88
м. Наибольший графа Красинского с 10 ж. и 42 м. чистокровные английские и
арабские. Радомской губернии — 15 заводов с 28 ж. и 245 м. Более крупный: С.
А. Городынского с 3 ж. и 32 м., упряжные и рабочие. Седлецкой губернии — 8
заводов с 15 ж. и 95 м. верховые и, отчасти, шорные. Наибольшие: графа Л. А.
Красинского и графа Замойского; английские и арабские. Волынской губернии —
30 заводов с 100 ж. и 500 м. Выдающиеся: Заславлского уезда князя Сангушко,
местечко Славута: 10 ж. и 50 м.; графини Потоцкой, село Антонины, 20 ж. и 100
м. и князя Любомирского, г. Ровно, преимущественно английские и арабские, а
также рысистые и тяжеловозы. Киевской губернии — 43 завода с 150 ж. и 1200 м.
Более известные: графа Ржевуского (верховые), графов Браницких (арабские и
рабочие — першероны), князя Дыховского (чистокровные английские), графа Тышкевича
(арабские и смешанной породы), Мясникова (рысистые), Красовского (верховые и
упряжные), Чаплина, Ф. Гурковского (арабские и смешанной породы) и Гудима-Левковича
(рысистые). Подольской губернии — 109 заводов с 300 ж. и 2650 м. Наибольшие: Э.
С. Манковского (упряжные и рабочие) Ямпольского уезда, князя Сангушко
(арабские), И. М. Хелминского, В. У. Регульского и М. Л. Подгорского
(упряжные и рабочие), Новоушицкого уезда, Е. Т. Регульского (арабские и
упряжные), Брацлавского уезда, Ф. А. Недзельского (верховые), Балтского
уезда, графа А. С. Потоцкого (верховые, упряжные и рабочие), Гайсинского
уезда, Ф. И. Казимира и А. Г. Садовского (верховые и упряжные). Подольского
уезда Полтавской губернии — 195 заводов с 434 ж. и 3493 м. Наиболее крупные:
великой княгини Екатерины Михайловны, местечко Карловка, и великого князя
Михаила Николаевича, село Цыглеровка Константиноградского уезда: верховые и
упряжные; великого князя Дмитрия Константиновича, Миргородского уезда: 6 ж.,
82 м. и 100 приплода (рысистые); князя А. В. Барятинского, Золотоношского
уезда (верховые и упряжные); М. П. Мазаракия, Роменского уезда (верховые и
рабочие) — ныне распродан; Н. П. Леонтовича, Лубенского уезда (верховые и
упряжные); В. Н. Гана, Кобелякского уезда (верховые и рабочие); А. М.
Варшавского, Кременчугского уезда (верховые и рысистые); Л. Г. Милорадовича, Пирятинского
уезда (верховые и упряжные); М. Л. Гербановского, того же уезда (верховые и
рабочие); князя Кантакузен, И. И. Капниста, М. П. Позена и А. П. Родзянко, Хорольского
уезда (верховые и упряжные); князя Е. В. Кочубей, Полтавского уезда (рабочие-арденские).
Во всех этих заводах содержится от 3 до 10 ж. и от 40 до 70 м. Курской
губернии — 164 завода с 430 ж. и 2800 м. Значительнейшие: князя И. В.
Мещерского, Фатежского уезда — 6 ж. и 100 м. (тяжеловозы); С. Б. Блохина Льговского
уезда — 6 ж. и 79 м. (рабочие); А. Л. Черепова, Путивльского уезда — 8 ж. и
61 м. (верховые и упряжные); братьев Н. П. и В. П. Коробковых: 2 завода Корочанского
уезда — 35 м. (рысистые), Староосколского уезда — 8 ж. и 50 м. (упряжные и
верховые); графа К. П. Клейнмихеля, Обоянского уезда — 5 ж. и 55 м. (рысистые);
Г. Л. Баркова, Щигровского уезда — 7 ж. и 47 м. (тоже); П. И. Крюкова, Льговского
уезда — 6 ж. и 40 м. (тоже). Харьковской губернии — 88 заводов с 210 ж. и
1590 м. Более крупные: Кочина, Купянского уезда — 6 ж. и 40 м. (рысистые);
графа В. А. Гендрикова, Волчанского уезда — 7 ж. и 42 м. (упряжные); графа Рибопьера,
Изюмского уезда — 10 ж. и 52 м. (кровно-рысистые) и В. Г. Лихоносова, Старобельского
уезда — 3 ж. и 60 м. (верховые и упряжные). Черниговской губернии — 64 завода
с 100 ж. и 700 м. Замечательнейшие: Белозерского, села Гирявка, Конотопского
уезда с 4 ж. и 52 м. (упряжные) [В губерниях Курской, Воронежской,
Харьковской, Полтавской и Черниговской много мелких крестьянских заводов.].
Воронежской губернии — 196 заводов с 600 ж. и 5000 м., а именно: Воронежского
уезда: 37 заводов (рысистые и битюги). Более крупные: Е. П. Тулиновой — 7 ж. и
53 м. — рысистые и 2 ж. и 10 м. — битюги; М. М. Шуриновой — 7 ж. и 72 м.
(верховые); Н. А. Богданова — 3 ж. и 30 м. (рысистые); Коротоякского уезда —
23 завода (битюги); Землянского уезда — 24 завода (рысистые и рабочие); более
крупные: М. В. Оболенского 6 ж. и 40 м. и С. А. Тарасова 2 ж. и 70 м.; Бирюченского
уезда — 5 заводов (рысистые и упряжные); Новохоперского уезда — 17 заводов:
М. И. Раевского 6 ж. и 57 м. и г. Раевского — 3 ж. и 71 м.; Нижнедевицкого
уезда — 4 завода (рысистые и упряжные); Бобровского уезда — 47 заводов,
главнейшие: великого князя Николая Николаевича — 7 ж. и 66 м. (рысистые и
верховые, ардены); князей Орловых — 5 ж. и 53 м. рысистые, и 5 ж. и 35 м.
верховые; Валуйского уезда — 2 завода, крупный — графини Паниной (15 ж. и 85
м., рысистые); Острогожского уезда — 28 заводов, главнейшие: В. Н., И. Н. и
П. Н. Тевяшовых — 46 м. (тяжеловозы и полукровные рысистые); Плотицыных — 9 ж.
и 43 м. (кровно-рысистые), Черткова 3 ж. и 70 м. (рабочие); Павловского уезда
— 3 завода. Тамбовской губернии — 167 заводов с 500 ж. и 5000 м., а именно:
Козловского уезда — 37 заводов; крупнейшие: Спиридонова — 7 ж. и 65 м.
(рысистые), Рымарева — 7 ж. и 60 м. (рабочие), Любощинского — 4 ж. и 42 м.
(тоже), В. А. Ознобишина — 3 ж. и 40 м. (рысистые); Липецкого уезда — 10
заводов; главнейшие Сатиной — 2 ж. и 40 м. (рабочие); Кирсановского уезда —
14 заводов, наибольший Сатиной 2 ж. (рысистые) и 42 м. (упряжные); Усманского
уезда — 30 заводов, значительнейшие: Павлова — 2 ж. и 46 м., князя Вяземского
— 16 ж. и 44 м., Веньяминова — 2 ж. и 46 м., Андреевых — 4 ж. и 48 м. и
Головина — 4 ж. и 60 м.; Моршанского уезда — 10 заводов, крупные: Г. А.
Черткова — 6 ж. и 60 м. (рысистые), В. И. Романович — 10 ж. и 70 м. (тоже);
Тамбовского уезда — 26 заводов, главнейшие: герцога Лейхтенбергского — 9 ж. и
132 м. (рысистые, скаковые и арденские); Лебедянского уезда — 5 заводов;
Спасского уезда: Жукова — 3 ж. и 6 м. (верховые), 32 м. (рысистые), 17 м.
(упряжные) и 17 м. (рабочие);. Шацкого уезда — 1 завод, Борисоглебского уезда
— 29 заводов. Орловской губернии — 108 заводов с 300 ж. и 2000 м., а именно:
Крамского уезда — 6 заводов; наибольший М. А. Торопова — 5 ж. и 40 м.
(упряжные); Елецкого уезда — 40 заводов, главнейшие: А. А. Стаховича — 7 ж. и
72 м. (рысистые и английские скаковые); Шамшина — 5 ж. и 68 м. (рысистые); Малоархангельского
уезда — 8 заводов, наибольшие: А. В. Мацнева — 6 ж. и 59 м. (рысистые), В. А.
Стаховича — 6 ж. и 60 м. (тоже); Севского уезда — 10 заводов, крупнейшие:
князя М. М. Голицина — 5 ж. и 45 м. (рабочие) и 6 ж. и 35 м. (чистокровные
рысистые). Рязанской губернии — 100 заводов с 300 ж. и 2000 м.; главнейшие:
Рязанского уезда — П. П. Фон-Дервиза, Мерхелевича и Казначеева, Спасского
уезда — общинный и Кожина; Сапожковского уезда — Шиловского, князя Меньшикова
и Колюбакина; Михайловского уезда — Коробьина, Мерхелевича и Кученева; Раненбургского
уезда — Стаховича, Ознобишина и Битко. Тульской губернии — 59 заводов с 150 ж.
и 2000 м. Более крупные: И. Н. Шатилова, Новосильского уезда — 1 ж. и 20 м.
(верховые) и 5 ж. и 34 м. (рабочие: першероны и ардены) и Ф. А. Свечина — 4
ж. и 20 м. (рысистые), 1 ж. и 10 м. (верховые) и 2 ж. и 50 м. (рабочие).
Калужской губернии — 19 заводов со 50 ж. и 400 м.; крупнейшие: Каншина,
Калужского уезда — 4 ж. и 31 м. (верховые.), Д. Р. Курносова, Боровского
уезда — 3 ж. и 27 м. (рысистые), 7 м. (упряжные) и 32 м. (рабочие) и А. Н. Домогацкого,
того же уезда — 3 ж. и 30 м. (упряжные) и 1 ж. и 10 м. (рабочие). Московской
губернии — 21 завод с 61 ж. и 306 м.; более известные: Н. П. Шилова —
Можайского уезда, М. Г. Сушкина — Волоколамского уезда и М. С. Мазурина —
Московского уезда. Смоленской губернии — 46 заводов со 132 ж. и 623 м.;
главнейшие: Н. Л. Лесли и С. Я. Реада, Ельнинского уезда, наследников
Энгельгардта, Смоленского уезда, Рошфора, М. Я. Константиновича и графа А. Д.
Шереметева, Сычевского уезда. Тверской губернии — 16 заводов с 28 ж. и 137
м.; более известные рысистые заводы: П. В. Неронова Калязинского уезда, князя
П. Я. Гагарина, Ржевского уезда и В. В. Лонгинова, Вышневолоцкого уезда.
Ярославской губернии — 25 заводов с 15 ж. и 270 м.; значительнейшие: А. Я. Дедюлина,
Н. И. Сабанеевой, М. И. Теляковской, Романо-Борисоглебского уезда, С. М. Селефонтова,
Мышкинского уезда и Е. В. Транского, Рыбинского уезда (на них 2—4 ж. и 9—19
м.). Нижегородской губернии — 41 завод со 136 ж. и 1014 м.; более крупные:
маркизы А. Ф. Монтеземало, Лукояновского уезда — 10 ж. и 71 м. (рысистые и
рабочие), Н. И. Приклонского, Сергачского уезда — 5 ж. и 54 м. (верховые
англо-арабские и рабочие башкирские); из рысистых более известны: Д. И.
Панютина и М. В. Столыпина, Лукояновского уезда. В остальных губерниях по
конской переписи 1882 г. состояло частных заводов: Астраханской губернии,
Астраханского и Енотаевского уездов — 4 завода с 12 ж. и 71 м. Бессарабской
губернии — 55 заводов со 162 ж. и 1648 м. (верховые, рабочие и упряжные).
Вологодской губернии — 1 завод с 2 ж. и 12 м. Вятской губернии — 3 завода с 3
ж. и 51 м. Екатеринославской губернии — 138 заводов с 366 ж. и 3345 м.; около
1/4 заводов упряжные, 1/4 рабочие, 1/10 верховые, остальные верховые и
упряжные. Казанской губернии — 15 заводов с 49 ж. и 319 м. Костромской
губернии — 11 заводов с 18 ж. и 99 м. (упряжные, преимущественно рысистые).
Оренбургской губернии — 2 завода с 31 ж. и 300 м. (упряжные и верховые).
Пензенской губернии — 79 заводов с 237 ж. и 1439 м. (рысистые и верховые).
Пермской губернии — 16 заводов с 54 ж. и 258 м. (упряжные и рабочие).
Самарской губернии — 47 заводов с 273 ж. и 2232 м. (различных пород).
Саратовской губернии — 87 заводов с 257 ж. и 1782 м. (рысистые около 3/5
всего числа, упряжные и рабочие). Симбирской губернии — 59 заводов со 176 ж. и
1174 м. (рысистые, упряжные и рабочие). Таврической губернии — 164 завода с
309 ж. и 4032 м. (около 40% смешанного — верховые с упряжными и рабочими, 10%
— верховые, остальные — упряжные и рабочие). Уфимской губернии — 35 заводов с
107 ж. и 708 м. (рысистые, упряжные и рабочие). Херсонской губернии — 274
завода с 453 ж. и 6965 м. (около 2/5 — верховые с упряжными и рабочими, около
1/4 рабочие, остальные — верховые и упряжные).
В донском частном коннозаводстве к 1 января 1894 г. было
77 заводов с 1452 ж., 19180 м. и 30571 приплода. Калмыцких заводов — 9 с 80 ж.,
1098 м. и 1182 приплода. Наиболее крупные: князя Меньшикова — Хансульский (2
чистокровных ж., 1 арабский), 2 Ново-Александровских завода и 19 донских; А.
П. Кульгачева — 25 ж. и 473 м. (25 косяков); Леонова — 6 ж. и 65 м. для ручной
случки и 6 ж. и 124 м. степных, в 5 косяках; графа Платова, А. С. Кузнецова —
14 ж. (2 казенных) и 178 м.; великого князя Николая Николаевича — 22 ж. (4
казенных) и 389 м.; А. Д. Сопрунова — 36 ж. и 441 м., Я. О. Королькова — 32
ж. и 483 м., Ф. О. Королькова — 23 ж. и 316 м. и А. Г. Жеребкова. В восточной
части: Т. Г. Пешванова — 21 ж. и 309 м., Воеводина — 26 ж. и 434 м., И. Н. Подкопаева
— 33 ж. и 488 м., Копникова — 34 ж. и 424 м., В. З. Могушова — 10 ж. и 120
м., князя Меньшикова (Чекалдинский) — 43 ж. и 676 м., Баздренковой — 27 ж. и
395 м., А. С. Пешванова — 27 ж. и 452 м. и М. А. Курочкиной — 22 ж. и 316 м.
Калмыцкие заводы: Даржи Бадьминова — 15 ж. и 152 м., Сакжи Бакбушова — 9 ж. и
121 м. и Лавги Сангинова — 12 ж. и 150 м.
Вывоз лошадей из России за границу сравнительно очень
невелик; так, в 1892 г. вывезено всего 61568 голов на сумму 5 млн. руб. по
европейской границе и 5200 голов на 125000 руб. по азиатской. Если сравнить
это с экспортом некоторых западноевропейских государств, например, Дании и
Швеции, вывозящих до 1/10 всех своих лошадей, то наш вывоз должен был бы
доходить до 2½ млн. голов.
Литература. "Конская перепись 1882 г." (издано
главным управлением государственного коннозаводства, 1884); "Коневодство
и перевозочные средства Европейской России" (по данным военно-конской
переписи 1888 г.); Д. Дубенский, в "Военном Сборнике" (№№ 1—7 и 9,
1890 г. и № 2, 1891 г.); "Памятная книжка по главному управлению
государственного коннозаводства на 1894 г."; И. Мердер,
"Исторический очерк русского коневодства и коннозаводства" (1868);
"Журнал коннозаводства" (1894 г., № 1); "Донские заводы Н.
Ильина"; "Книга рысистых лошадей в России с определением
чистокровности" (составлена И. Ладыгиным по поручению главного
управления государственного коннозаводства); "Заводская книга русских
рысаков" и "Заводская книга чистокровных и скакавших лошадей в
России" (составлено по распоряжению главного управления государственного
коннозаводства).
|