Колоши
(колюжи, калюжи) — индейское племя, живущее на прибрежье
Аляски, от горы св. Илии на юго-восток до Диксонова залива, и на соседних
островах архипелага принца Валлийского и короля Георга III. Сами себя Колоши
называют тлинкит или клинкитс (т. е. люди), название же Колоши, данное им
русскими, произошло от калюжки — куска дерева, кости или камня (также
раковина), который их женщины и старейшины (тойоны) вставляют в рассеченную и
оттянутую книзу нижнюю губу. К. распадаются на два племени: стикхин-кван на
реке Стикхин и ситкин-кван у Ситхинского залива и Новоархангельска и на
соседних островах. В 1840-х гг. в бывшей Русской Америке К. считалось 6000
душ обоего пола, а вне ее пределов до 14000 душ. По переписи же 1880 г. их
оказалось лишь 6757 человек. В физическом отношении К. составляют переход к
индейцам нутка на острове Ванкувер, но язык их значительно отличается от
наречия последних. Темно-бурым цветом кожи, переходящим у иных в желтоватый,
К. несколько отличаются от других индейских племен Северной Америки. В
среднем они малого роста, но хорошо сложены и сильны; голова небольшая, лицо
правильное, скуластое, лоб прямой и высокий, осанка горделивая; волосы вообще
черные, жесткие, похожие на лошадиную гриву. Некоторые К. собирают волосы наверху
головы в кучку и завязывают в виде пучка, или стараются как можно более
спутать их и затем намазывают жиром. Ребенку К. сжимают при рождении верхнюю
часть головы в виде лопатки, вследствие чего они кажутся широколицыми. Лицо
К. раскрашивают киноварью и сажей, выводя на нем разные узоры. К. прокалывают
себе ноздри для ношения колечек, а в ушах делают по несколько дырочек, в
которые продевают разноцветную шерсть. Калюжи или губные украшения,
обезображивающие лица женщин (см. фиг. 15 таблицы Американские племена),
вставляются девушкам после первого месячного очищения, после которого они
подвергаются продолжительному затворничеству. Сначала в нижней губе,
обыкновенно медвежьим когтем, делается маленькая скважина, куда вставляется
небольшая шпилька, которая постепенно заменяется все большей и большей. С
течением времени шпильку сменяет калюжка, сначала небольшая, впоследствии же
доходящая до 6 дюймов в окружности. Калюжка является признаком достаточности
и хорошего тона; рабыни (калги) не имеют права носить ее. Оттягивая губу, калюжка
в значительной степени мешает женщинам говорить отчетливо. При замене калюжки
новой, большего размера, справляется семейный праздник, и чем больше калюжка,
тем большим уважением пользуется женщина. Всякое торжество сопровождается
плясками, страсть к которым очень развита среди К. Пляски бывают зимние,
более торжественные, и летние; участвующие, переодевшись в парадное платье и,
надев маски (некоторые маски, например, волка, орла и др. животных имеют
религиозное значение), начинают сначала поодиночке, затем хором кружиться
вокруг огня под звуки барабана и потрясая гремушками; окружающая публика бьет
в ладоши, или чем попало, лишь бы было громче. К. большей частью ведут
оседлый образ жизни; главные занятия их — охота, отчасти рыболовство и
огородничество; живут в бараборах — род деревянного здания с двускатной
крышей, в которой проделано отверстие для выхода дыма, входом же служит
небольшое отверстие в передней стороне здания, к которому приставлена
лестница и близ которого стоит иногда резной деревянный столб с резными
человеческими и чудовищными фигурами, заменяющими герб (тотем). В прежнее
время, когда водка еще не производила среди них своих опустошений, К.
обнаруживали замечательные способности к резьбе из дерева, камня, кости и др.
материалов. Прежде самые обыкновенные вещи домашнего обихода были покрыты у
них разнообразными орнаментами. Ныне особое искусство проявляется только в
плетении корзин женщинами. Плащи или одеяла из козьей или бараньей шерсти,
прежде главная одежда К., умевших красиво ими драпироваться, также приводят
путешественников в удивление как искусством отделки, при полном отсутствии
машин, так и приготовлением шерсти, прочностью красок, правильностью и
оригинальностью рисунка и проч. До прихода европейцев К. изготовляли свои
кинжалы и острия копий из меди, хотя и не знали добывания металлов; ныне
владеют ружьями. Их пироги, часто вмещающие 50—60 человек, состоят из
выдолбленных колод, обтянутых тюленьей шкурой. У К. существует свое
дворянство. Военнопленные обращаются в рабство, а при погребениях иногда
приносятся в жертву. К. частью идолопоклонники, частью христиане, более,
впрочем, по имени. Воду, дождь, лес, медведей, рыб и т. п. они представляют
себе как неприязненные силы, благосклонность которых необходимо приобрести, и
во главе которых стоит безымянное существо, начало смерти, разрушения и
всяких бед. Большим влиянием пользуются шаманы; в своем лице шаман вмещает
врача, священника, пророка, учителя и поэта. Митрополит Иннокентий (см.)
обратил несколько сот К. в православие. В 1855 году К. бунтовали против
русских, и сам Новоархангельск находился в опасности.
Ср. Ив. Вениаминов, "Записки об островах Уналашкинского
отдела и об атхинских алеутах и К." (3 т., СПб., 1840); его же,
"Замечания о колошенском и кадьякском языках, с присовокуплением российско-колошского
словаря" (СПб., 1846); J. С. Е. Buschmann, "Die Prima-Sprache und die
Sprache der Koloschen" (Б., 1857); Pinart, "Notes sur le Koloches"
(в "Bulletin" парижского антропологического общества, 1872 г.); A. Pfizmaier,
"Aufklärung über die Sprache der Koloschen" (Вена, 1883);
Fr. Müller, "Bemerkungen über das Verbum der Koloschischen Sprache"
(В., 1884); Krause, "Die Tlinkitindianer" (Йена, 1885).
|