Колосс
(κολοσσος, colossus)
— название, употребляемое для обозначения всякой статуи, превосходящей своими
размерами натуру. Еще в глубокой древности египтяне олицетворяли в подобных
статуях своих богов и царей, в намерении гигантизмом этих изображений
выразить их величие. Они вырубали их колоссальные фигуры, в стоячем или в
сидячем положении, из камня, нередко очень твердой породы, преимущественно
для помещений в преддвериях храмов и по дорогам, ведущим к ним. Из
бесчисленных К., произведенных египетским искусством, достаточно будет
указать на лежащего сфинкса, высеченного из целой скалы, неподалеку от мемфисских
пирамид, на статуи фараона Рамсеса II, при входе в Ибсамбульский храм, и на
так называемых Мемнонов (статуи матери и жены Аменхотепа III), близ деревни Мединет-Абу.
Древние греки также чествовали своих богов сооружением
громадных их изваяний, каковы были, например, знаменитые произведения Фидия —
бронзовая статуя Афины-Градохранительницы, стоявшая в афинском акрополе,
хрисоэлефантинная статуя Афины-Девы, в Парфеноне, и такая же статуя Зевса, в
его олимпийском храме, а также статуя Геры, исполненная Поликлетом, равным
образом из золота и слоновой кости, для аргосского храма этой богини. Но все
другие древнегреческие К. превосходил своею величиной К. родосский —
бронзовая фигура Гелиоса, бога солнца, изваянная учеником Лисиппа, Харесом из
Линдоса, в 280 г. до Р. Х. Эта статуя, считавшаяся одним из семи чудес света,
имела 32 м высоты и стояла в родосской гавани, но не так, как полагали еще
недавно, т. е. не с расставленными над входом в гавань ногами,
образовывавшими как бы ворота, через которые могли проходить даже большие
корабли. Сооружение ее длилось 12 лет и стоило дороже 300 золотых талантов —
суммы, вырученной от продажи материала, брошенного Димитрием Полиоркетом,
когда ему надоело осаждать Родос. Будучи разрушена землетрясением, в 224 г.,
она удивляла своей массивностью еще современников Плиния ("Hist. Natur.",
XXXIV, 18). В VII столетии нашей эры арабский полководец Муавиах, после
завоевания Родоса, продал обломки этой статуи некоему эдесскому еврею; для их
перевозки ему понадобилось до 900 верблюдов.
Из древнеримских К. в особенности заслуживает внимания
бронзовая статуя Нерона, высотой в 40 м, воздвигнутая, по приказанию этого
императора, скульптором Зенодором, в Риме, на "Священном пути",
переименованная, после смерти Нерона, в статую Солнца, а потом превращенная в
статую императора Коммода.
Средневековая пластика не производила Колоссов, и они
стали снова появляться лишь с эпохи Возрождения. Между новейшими Колоссами,
наиболее замечательны бронзовые статуи Карла Борромео, в Ароне, на
Лаго-Маджоре (произведение скульптора Черани, исполненное в 1697 г.),
Богоматери, в Пюи (известная под названием Notre-Dame de France, работы Боннасье,
1860 г.), памятник Герману, близ Детмольда (работы Э. фон-Банделя, 1875 г.),
национальный памятник немецких побед 1870—71 гг., воздвигнутый в 1877 г. в Нидервальде
(работы И. Шиллинга), и статуя Свободы, освещающей мир, в Нью-Йорке (работы Бартольди,
1878—86 гг.).
|