Колонии греческие
— Ни один народ древности, если не считать финикийцев, не
основал такого множества Колоний, как греки. Начало греческой колонизации
восходит к эпохе великого передвижения племен. Первыми возникли поселения на
островах Эгейского моря и на западном берегу Малой Азии.
Эолийцы заняли острова Тенедос, Лесбос, где основали Митилену
и Мефимну, до Гекатоннисов и страну на берегу Мизии, от Геллеспонта до реки
Герма, получившую от них название Эолиды. Они основали здесь 12 городов (Киму
и другие). Смирна рано отделилась к ионийским Колониям. Близ Кимы происходили
их общие праздничные собрания (панэолии).
Ионийцы распространились южнее, по Кикладам, Хиосу и Самосу
и по берегу Лидии, названному Ионией, между реками Гермом и Меандром. Ими
были основаны города Милет, Миунт и Приена в Карии, Эфес, Колофон, Лебед, Теос,
Эрифры, Клазомены и Фокея в Лидии. Милет, в свою очередь, стал метрополией 80
К. в Пропонтиде и Понте Эвксинском (в VIII и VII столетиях: Кизик, Перинф,
Синоп, Пантикапея, Одесс, Феодосия и друг.). Общие собрания ионийцев (панионии)
происходили в храме Посейдона на мысе Микале.
Дорийцы заселили острова Кос и Родос и берег Карии, где
основали города Книд и Галикарнасс. Местом союзных собраний служил храм
Аполлона близ Книда. Острова Мелос, Фера и Крит были очень рано заняты
дорийцами. Около 630 г. эмигранты с острова Феры основали на берегу Африки К.
Кирену.
В VIII и VII столетиях началась новая эпоха в истории
греческой колонизации. Она обусловилась как торговыми интересами, так и
политическими и экономическими отношениями. Вследствие раздоров, возникших
между партиями аристократической и демократической, толпы переселенцев
направились на запад. Таким образом возникли в Италии ахейские К. Сибарис, Посидония,
Кавлония, Кротон, Метатонт; дорийские — Тарент, Локры и Регий; дорийские
города Сиракузы, Камарина, Гела и Селинунт, ионийские — Заикла, Катана, Леонтина
в Сицилии. С другой стороны, Коринф основал К. Коркиру, Левкаду, Анакторий, Амбракию,
Аполлонию, Потидею. Мегара основала Халкедон, Византию и друг. Отношения К. к
метрополиям считались освященными богами и сравнивались с отношениями между
родителями и детьми. Родственная связь К. с метрополией выражалась в общности
религии и обрядов культа. В политическом отношении К. занимала обыкновенно
самостоятельное и равноправное положение. Особый вид К. составляли,
основанные главным образом афинянами, клерухии (см.), отношения которых к
метрополиям были гораздо теснее.
Ср. Daremberg et Saglio, "Dictionnaire des antiquités
grecques et romaines"; Gilbert, "Handbuch der griechischen Staatsalterthümer"
(II Bd., Лейпциг, 1885, стр. 135 и сл., 397 и сл.); Латышев, "Очерк
греческих древностей" (ч. I, изд. 2-ое, СПб., 1888, гл. 6-ая); Петров,
"Лекции по всемирной истории" (т. I, Харьков, стр. 115 и сл.); Пельман,
"Краткий очерк греческой истории" (перевод с нем., Москва, 1890,
гл. 3 и 4); Бузольт, "Очерк государственных и правовых греческих
древностей" (перевод с нем., Харьков, 1890, §§ 74—77 и 102). Статья Aποικία
в энциклопедии Паули-Виссова (т. I, 1894).
|