Колокола
— В церковном предании, приписывающем введение при
христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353
— 431), рассказывается очень поэтическая легенда о том, что прототипом для
них послужили полевые цветы — колокольчики, мелодического шелеста которых
заслушался однажды этот епископ. В сочинениях самого Павлина, однако, о Колоколах
вовсе не упоминается; в исторических памятниках Запада впервые говорится об
устройстве Колоколов (при церквах Рима и Орлеана) лишь в VII в. Вероятнее
предположение, что мысль об употреблении К. при богослужении возникла под
влиянием колокольчиков (tintinnabulum), бывших в употреблении у римлян (и
раньше — у египтян и евреев) для призыва домашней прислуги и рабов, для
подачи сигналов в общественных собраниях и т. п. Во время гонений на христиан
об употреблении Колокола не могло быть и речи; призыв к богослужению
производился через особых лиц из низших клириков (называвшихся на Востоке лаосинактами
— народособирателями). Позже в монастырях призывали в храм возглашением перед
дверями каждой келлии аллилуйя, а еще позже вошли в употребление в
монастырях и приходских церквах била (см.). После Константина Великого вошли
было в употребление для той же цели духовые инструменты — трубы. В
VIII в. К. на Западе были при церквах в общем употреблении, благодаря Карлу
Великому. Делались они тогда из сплава меди и олова; позже к этим металлам
стали прибавлять железо и даже серебро. Папа Иоанн XIV установил обычай
"крещения" К., при котором каждому К. давалось имя какого-либо
святого, что на Западе существует доселе, причем К. усвояется сила своим
звоном прогонять бесов и даже болезни. На большом К. в Женеве значится
надпись: Pestem fugo, pello daemones. На Востоке К. появились в первый раз
лишь в середине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина
(867—886 г.) венецианский дож Орсо прислал в Константинополь двенадцать К.
для вновь сооруженной церкви. Это нововведение сначала не привилось на
Востоке, который долго оставался при своих билах. Только со времени занятия
Константинополя крестоносцами (1204) К. вновь стали в нем появляться. Сначала
К. были очень небольшой величины. Когда, в XI в., при соборной церкви города
Гильдесгейма был повешен К. в 100 пудов, то он всем казался чудом. В Россию
К. перешли не из Византии, а с Запада, на что указывает уже их русское
название (от нем. Glocke, древнее Clocke). Первое упоминание о них в
летописях относится к 988 г. В Новгороде К. появились при церквах в самом
начале XI в. В домонгольский период существовали уже при Десятинной и Ирининской
церквах в Киеве, во Владимире на Клязьме (около 1170 г.), в Новгороде
Северском, в Полоцке. К. русские были также сначала небольшой величины: когда
архиепископ новгородский Макарий, в 1530 г., соорудил для софийской церкви К.
в 250 пудов, то летописец замечает, что "такого николиже не
бывало". Сами русские стали лить К. впервые в Киеве, в середине XIII в.;
после татарского ига они снова привозились из-за границы, по крайней мере, в
Русь северо-восточную. С XVIII столетия К. стали делаться в России, местными
средствами, хотя иногда и иностранными мастерами. От процентного содержания
различных металлов зависит степень звучности и его тембр. В недавнее время (в
1889 г.) сооружен в Харькове К. из чистого серебра (с необходимой лигатурой),
единственный, кажется, в целом мире (см. Звон). Прежде, чем быть помещенным
на колокольню, каждый К. освящается архиереем или священником по особому
чинопоследованию, помещаемому в "Большом требнике" (См. Звон
колокольный).
В настоящее время колокололитейным делом в России занято
25 заводов, с ежегодным производством в 923000 руб. На Западе лучшими
колокольными заводами славятся Голландия и Бреславль, а у нас Москва,
Ярославль, Воронеж, Валдай, Кострома, и Енисейск. Московские К. известны
чистотой и силой звука. По форме, различной как в главном контуре, так
и в частностях, К. бывают трех главных типов: русского, западноевропейского и
китайского. Самая главная и общеупотребительная форма нашего К., в котором
поперечник основания (или диаметр отверстия) равен высоте его с ушами,
составляющими, в свою очередь, седьмую часть высоты и изготовляющимися в
зависимости от величины К., с двумя или четырьмя отверстиями. Поперечник
верхнего пояса, при начале надписей или украшений, составляет около двух
третей поперечника в краях. В западноевропейских К. поперечник сравнительно
больше, чем в наших К., а высота меньше — около 7/8 основания. Резкое отличие
их — уши, отливаемые в виде кольца для более удобного раскачивания К. Звук их
резкий и сильный, но короткий, наших же — не резкий, но продолжительный.
Форма китайских К., схожих отчасти с индийскими и японскими, отличается
большой сжатостью снизу: поперечник основания немного более поперечника
верхнего пояса и почти вдвое меньше высоты. Другое отличие их — полукруглые
или острые городки, украшающие края их. Китайские К. некрасивы, звук их глух
и непродолжителен.
Замечательные Kолокола России. Уже исстари Россия
славилась своими Колоколами. До Петра в одной Москве колоколов было так
много, что только из лишних в зиму 1700 г. отлили 100 больших и 143 малых
пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. К. свыше 1000 пудов находятся при многих
монастырях. Древнейший и огромнейший К. в Москве "Царь Колокол",
переливавшийся несколько раз, начиная с XVI в., и весящий 12327 пудов. При
Елизавете Петровне, в 1760 г., отлит К. в 3351 пуд, разбившийся в 1812 г.
Взамен его в 1817 г. отлит новый в 4000 пудов (большой успенский). Такого же
веса К. имеется и в Троице-Сергиевой лавре, отлитый в 1748 г. Два К.
замечательны по своему певучему звону: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и
Симоновский в Москве. Оба отлиты в XVII в. Совершенно особо от всех русских
К. стоят знаменитые ростовские звоны: сысоевский, акимовский,
егорьевский и два будничных, которые известны всей России и упоминаются во
многих исторических и археологических памятниках. Всего К. в ростовской
соборной церкви 13, и 9 из них именные: наиболее старинные и крупные —
"Сысой" и "Полиелейный", оба в 2000 пудов. Музыкальным
строем колоколов известен у нас священник Израилев (см. ниже), о вечевом колоколе
см. Вече. Об угличском К. — см. Ссыльный колокол.
Второе место по богатству Колоколов занимает Англия,
где звонить в Колокол — любимое народное увеселение. Там есть даже общества
любителей К., общества звонарей. Но благодаря исчезновению монастырей, число
К. стало уменьшаться. Известные по всей Англии К.: "Большой Том" на
Christ-Church-College в Оксфорде (425 пудов) и "Великий Петр" в
йоркском соборе (602 пуда). Во Франции самый старинный и большой К.
"Бурдон", в соборе Парижской Богоматери (800 пудов). Италия.
Рим имеет лучшие К.: в соборе св. Петра (835 пудов), на Капитолии (534 пуда)
и др. В Германии сохранились К. от древнейшего времени. Самый древний
— 1144 г. в Иггенсбахе, в Нижней Баварии; затем 2 К. — XIII в., 6 — XIV в., 8
— XV в. и т. д. Самый большой К. — в кельнском соборе (Kaiserglocke, 1600
пудов). В Австрии известен своими размерами К. на башне церкви св.
Стефана в Вене (989 пудов). В Швеции есть оригинальные по материалу К.
из стекла (в Упсале), издающие превосходный звук. В средневековых легендах
Западной Европы рассказы о К. занимают немалое место — звон К. является в них
молящим, радостным, гневным; сами К. любят свои места, неохотно покидают
церковь, именем покровителя которой они освящены; звонят сами без участия
людей, что обыкновенно считалось предвестием бедствия.
Колокола (campana — итал., cloches — фр.,
Glocke — нем.) средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд
ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. К. бывают
различных величин и всех строев. Чем К. больше, тем ниже его строй. Каждый К.
издает только один звук. Партия для К. средних размеров пишется в басовом
ключе, для К. малых размеров — в скрипичном. К. средних размеров звучат
октавой выше написанных нот. Набор К. средних размеров имеет следующий объем:
Применение К. более низкого строя невозможно, вследствие
их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или
эстраде, так как для звука до в первой октаве потребовался бы К. весом
в 2862 кг, а для звука на октаву ниже К. церкви св. Павла в Лондоне, весом в
22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы
новгородского К. (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-К. (350800 кг).
В 4-м акте оперы "Гугеноты" Мейербер применил для набата наиболее
низкие из употребительных К., издающих звуки фа в 1-й октаве и до
во 2-й. К. применяются в оркестрах симфоническом и оперном ради особых
эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для К. числом
от 1 до 3 К., строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки К. средних
размеров имеют торжественный характер.
Набор Колоколов (всяких величин), настроенных по
диатонической или хроматической гамме, называется курантами (carillon
— фр., Glockenspiel — нем.). Такой набор больших размеров помещается на
колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры
для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии,
Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в
Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне
Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты
находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной
колокольне настроенные К. существуют с XVII столетия, со времени митрополита
Ионы III Сысоевича. В настоящее время на строй К. обратил особое внимание
протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор
для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56
камертонов и особого аппарата подобного метроному. Гармонически настроенные
К. протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца,
Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем
Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см.
"Журнал Русского Физико-химического Общества", т. XVI, 1884 г. и
стр. 17, "Русского Паломника", 1887 г., № 17). Набор маленьких К.,
применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов. В настоящее
время в театрах стали применять К.-колпаки (timbres) из литой бронзы с
довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки,
чем набор обыкновенных театральных К. Объем набора таких Колоколов:
Для колоколен изобретен в 1893 г. англичанином Герингтоном
набор цилиндров разной длины из особенного металлического сплава с бьющими по
ним молотками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от
большего или меньшего диаметра — сила. Цилиндры поддаются точному строю и не
столь массивны, как К. Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de
timbres, Jeux de cloches) был известен в прошлом столетии, их применяли
изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был
впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей
опере "Волшебная флейта". В настоящее время колокольчики заменены
набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент
называется металлофоном (см.). Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками.
Объем металлофона:
Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.
|