Кузьмич Федор
— таинственная личность, жившая в Сибири в 1837—64 гг.
Происхождение Кузьмича не выяснено. Впервые появился он близ г.
Красноуфимска, Пермской губ., в 1836 г. Тогда К. было лет 60; он имел
величественную наружность, одет был по-крестьянски, но отличался
несвойственными этому званию мягкими, изящными манерами. Это привело к
подозрению, что К. скрывает свое настоящее имя; его арестовали, судили за
бродяжничество и приговорили к наказанию 20 ударами плетьми и ссылке в Сибирь.
К. безропотно перенес наказание, но настоящего имени своего не открыл.
В Сибири Кузьмич обратил на себя внимание строгой
отшельнической жизнью и правдивостью; на него стали смотреть как на
подвижника. Стремясь к уединению, К. старался жить в глухих местах, в тайге,
но так как всюду к нему стекались посетители, то ему не раз приходилось
менять свое место жительства, сначала в Енисейской, затем в Томской губ. В
1858 г. он поселился в г. Томске у купца Хромова, где и умер в 1864 г. Своего
происхождения К. никому не открыл; будучи религиозен, он часто посещал
православную церковь, но никогда не исповедывался, мотивируя это тем, что на
исповеди скрывать ничего нельзя, сказать же даже духовнику, кто он, не может.
Люди, ближе с ним познакомившиеся, пришли к выводу, что Кузьмич
знатного происхождения: по их, словам, он был человек европейски
образованный, знавший иностранные языки и хорошо осведомленный с политической
жизнью России начала XIX ст. Сам К., как говорят, не скрывал, что он очень
высокого происхождения и некогда играл видную политическую роль, но,
почувствовав нелюбовь к суете жизни и сознав всю ее ничтожность, решил
отречься от мира и принял вид бродяги — "по обету". Ходил слух, что
по смерти Кузьмича у него, среди скромной отшельнической обстановки, нашли
небольшое резное из слоновой кости распятие прекрасной работы, цепь ордена
св. Андрея Первозванного, нарисованный им самим вензель в виде буквы
"А" и псалтырь с надписью: "Сей псалтырь принадлежит Саранской
Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву". Все эти
вещи, по смерти К., были истребованы в Петербург.
Таинственность, окружавшая Кузьмича, создала легенду, что
он был никто иной как имп. Александр I, не умерший в 1825 г. в Таганроге, как
официально было заявлено, а добровольно отрекшийся от мира. Предположение,
будто того же мнения придерживался и H. К. Шильдер, несправедливо: историк
говорит только, что "лицо старца (на имеющемся его портрете) напоминает
несколько черты имп. Александра Павловича"; затем сообщает, что личность
этого отшельника вызвала официальную переписку "о некоем старике, о
котором ходят в народе ложные слухи", начало же самой легенды основано
на том, что в К. признал имп. Александра I один из сосланных в Сибирь из
Петербурга дворцовых служителей. Существует также предание, что имп. Александр
II, будучи наследником престола, во время своего посещения Сибири заезжал к Кузьмичу.
См. "Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия,
старца Федора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837
года по 1864 год" (СПб., 1891; 3-е изд. с 2 портретами, видом его кельи
и образцом почерка — в Москве, 1894); "Сибирский старец Федор Кузьмич
1837—64 гг. Из записок епископа Петра, 1836—64 г.", сообщ. М. Ф.
Мельницкий в "Рус. Старине", 1891, т. LXXII (окт.), 1892 г., тт.
LXXIII (янв.) и LXXIV (май); "Заметка", сообщ. Н. В. Алабиным в том
же журн. 1892 г., т. LXXIV (апр.); Н. К. Шильдер, "Имп. Александр
первый, его жизнь и царствование" (т. IV, стр. 446 —447, СПб., 1898); В.
К. Никольский, "Таинственный старец в Сибири", в "Лит. сборн.
Волжского Вестника" (Казань, 1898).
|