Крест наперсный
носимый на персях (на груди), под одеждой или поверх ее,
на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи. Виды его: 1) Крест, даваемый
каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на
теле, почему и назыв. тельным крестом или тельником; бывает или
металлический, или деревянный (особенно часто — кипарисный). Тельные Кресты —
единственный предмет из области православного религиозного культа, который
разрешено свободно выделывать и продавать с вольного торга. 2)
Употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так
называемый енколпий или енколпион (от греческих слов έν κολπειώ
— за пазухой, на груди). Енколпионы сначала имели форму четырехстороннего
ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их — изображение монограммы имени
И. Христа, а позже — и Крестом той или другой формы. В этом ящичке хранились
частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два
экземпляра енколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже
IV века, найдены в 1571 г. при раскопке одной из могил Ватикана. О
существовании енколпиев в IV в. свидетельствует Златоуст. Позже они имеют
форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных
реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились
епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого енколпия найден в 1862
г. в развалинах построенной Константином Вел. базилики св. Лаврентия в Риме,
на груди костяка, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-енколпии
были также принадлежностью царского торжественного облачения в
Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В древней Руси их
носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые
миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в
музее спб. духовной академии, находятся енколпии замечательные по величине и
рисунку. 3) В XVIII в. енколпии с ящичками внутри выходят из употребления и
заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или
финифти, без пустоты или влагалища внутри. Ношение таких крестов с 1741 г.
усвоено и архимандритам, состоявшим в составе синода, а с 1742 г., по примеру
монастырей киевской епархии (где наперсные кресты носились всеми
архимандритами с давних пор) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что
существует и доселе. 4) В 1797 г. императором Павлом установлен, как знак отличия
выдаваемый протоиереям и священникам, наперсный Крест четырехконечный,
серебряный позолоченный, с изображением Распятого. Он составляет четвертую,
по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки). 5) Такой же К.,
но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на
внутренней стороне, с 1820 г. жалуется из Кабинета Его Величества придворным
священникам, а также священникам православных заграничных церквей при
поступлении их на службу, и оставляется им навсегда, если они прослужат при
тех церквах не менее семи лет. 6) Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо
из двух вышеупомянутых наперсных крестов, дозволяется принимать и носить
подносимые им прихожанами наперсные Кресты с драгоценными украшениями. 7)
Священникам, имеющим ученые степени кандидата, магистра и доктора, выдаются
особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и
кандидатский носятся в петлице, укрепленной в воротнике рясы. К. докторский и
магистерский учреждены в 1808 г., кандидатский — в 1884 г. 8) К. наперсные из
бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи
всем священникам по окончании войн 1812-1814 и 1853-1855 г.
|