Кощунство
— определяется Уложением о наказаниях (ст. 182, изд. 1885
г.) как "язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам
или обрядам церкви православной, или вообще христианства". Таким образом
объектом Кощунства могут быть только правила и обряды церковные, но никак не
самая вера и учения ее, могущие служить объектом лишь богохуления. По
аналогии, впрочем, практика подводит под Кощунство и слова, имеющие вид богохуления,
если они произнесены без умысла оскорбить святыню и в частном доме, так как
ст. 180, уменьшая наказание за богохуление, совершенное единственно по
неразумию, невежеству или пьянству, упоминает только о "публичном
месте", умалчивая о частном доме (решение уголовного кассационного
департамента сената 1871 г., № 805). По замечанию Н. А. Неклюдова, "под
именем язвительных насмешек следует разуметь или просто глумление, или различные
бесстыдные выходки; К. мыслимо не только словом, но и деянием, например если
кто-нибудь вместо восковой свечи поставит сальную". Из иностранных
законодательств общегерманский кодекс для наказуемости оскорбления святыни
требует "поношения" ее (beschimpft, но не verspottet; в проекте
Кодекса были оба выражения, но осталось только первое). Поэтому следует
заключить, что К., в том смысле, как оно понимается нашим Уложением о
наказаниях, в Германии не наказуемо. Хотя 182 ст. Уложения о наказаниях и
умалчивает о том, когда наказуемо Кощунство, тем не менее практика для
наказуемости К. требует наличности тех же условий, как и для наказуемости богохуления,
т. е. чтобы оно было совершено публично или при свидетелях. Наказание —
тюремное заключение на время от 4 до 8 месяцев, а если деяние совершено без
намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а лишь по
неразумию, невежеству или пьянству, то арест на время от 3 недель до 3
месяцев.
|