Кощей
(или Кащей) с обычным эпитетом бессмертный —
фантастическое лицо русских сказок и былин. К. играет ту же роль скупого
хранителя разных сокровищ, что и змей; оба они враждебны сказочным героям и
заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте
действующим лицом выводится змей, в другом — Кощей бессмертный. Чтобы убить Кощея,
нужны необыкновенные усилия, потому что его смерть сокрыта далеко: на море-окияне,
на острове Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том
сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; если добыть это яйцо и сжать в
руке, Кощей начинает чувствовать страшную боль, если раздавить яйцо — К.
немедленно умрет. То же самое рассказывается и про смерть змея, а в
германских сказках — про смерть великана. Подобно змею, К. изображается в
сказках людоедом ("Народные сказки" Эрленвейна, № IV) и похитителем
девиц и молодых жен, которых он уносит в свое царство. Из сказок К. перешел в
былины, где он смешивается с такими чудищами, каковы Идолище поганое и Тугарин
Змеевич. В былине об Иване Годиновиче К. налетает на этого богатыря, чтоб
отбить у него невесту, Настасью Дмитриевну; в былине о Михаиле Потоке, в
списке XVII в., выводится К., царь Золотой Орды; узнав о красоте жены
Михаила, он собирает огромное войско и обступает Киев, но богатырь избивает
его силу (см. Тихонравов и Миллер, "Былины старой и новой записи",
отд. I, стр. 27 и сл.). Имя К., по-видимому, стало собственным из нарицательного,
известного в древнерусском языке. Слово К. (тюркского происхождения)
встречается в летописях в значении раба, пленника, младшего отрока
княжеского. В "Слове о Полку Игореве" Кощей употребляется и в
значении раба, и в смысле человека низкого, коварного, презренного; так,
половецкий хан Кончак называется поганым кощеем. В современном языке слово Кащей
не сохранило своего старинного значения (раба), но как презрительный эпитет
закрепилось за сказочным злым существом, причем народная этимология привела
имя К. в связь со словом кость (ср. старинное кощь — тощий) и видит в К.
образ человека костлявого, худого. Из сказок слово вошло в оборот как
прозвище скряги, дрожащего над своей казной; ср. производные кощейка — скупая
старуха, кощеить и кащеить — скряжничать и др.
|