Кош, казацкая община
— по-татарски значит корзина, шалаш, а затем сборный пункт
и общество людей, объединенных общими интересами. Так, в договорных статьях,
относящихся к присоединению Малороссии к Москве, говорится: "за порогами
люди малые коша берегут, понеже нельзя без людей оставляти". Донесения
запорожских полковников, приложенные к "Истории Новой Сечи" Скальковского,
неоднократно адресуются: "з коша над Чиликлеею", "з коша над Ингульцем"
и т. д. Специально термин этот прилагался для означения общины запорожских
казаков. При сношениях с русским правительством просьбы запорожцев
представлялись от имени Коша. По вопросу о различии между понятиями "запорожский
К." и "запорожская сечь" существуют различные мнения. Так, по
мнению никопольского священника Карелина (любителя и знатока запорожских
древностей), изложенному в "Записках Одесского Общества Истории и
Древностей" и основанному на живом устном употреблении слов, слово
"сечь" обозначает казацкое войско, в отличие от слова
"кош", выражающего понятие о месте, занятом этим войском. В таком
смысле, говорит Карелин, понимали запорожцы слово "сечь", когда
говорили "сичове войсько", "сичове товариство", "сичовый
скарб", а никогда не употребляли выражений "кошове войсько",
"кошове товариство", "кошовый скарб". Сечь, по мнению
Карелина, — "центр военных сил Запорожья, храброе товарищество, боевой
корпус, а Кош — закрытая оседлость, укрепленный лагерь запорожского войска,
его резиденция, где сосредоточивались все распоряжения — в лице кошевого
атамана, правителя казацкой общины".
|