Котельников Евлампий
— есаул войска Донского, основатель секты духоносцев. В
1805 г., за разные проступки, был лишен чинов; в 1815 г. эти чины были
возвращены ему, но в 1817 г., за публичное порицание в церкви местных
священников и за вредные толки о вере, снова предан суду, четыре года
содержался под стражей в Новочеркасске; в 1824 г. был взят в СПб., но
отпущен; в 1825 г. снова взят в СПб. и находился на испытании у известного архим.
Фотия, после чего посажен в Шлиссельбургскую крепость, вместе с замужней
дочерью; в 1826 г. сослан в Соловецкий м-рь, где сошел с ума и умер. По
объяснениям дочери его, Марии Кустовой, последователи учения Котельникова,
услышав о предпринятом библейским обществом издании Библии на всех языках
земного шара, вообразили, что вновь наступило время апостольское, и что
каждый должен быть апостолом. Так как апостолы обладали чрезвычайными
дарованиями св. Духа, то и они стали стремиться к тому же посредством
изнурительных постов, беспрестанных молитв и бдений. При этом они приходили в
исступление; им виделись ужасы ада и блаженства рая. Они чувствовали себя в
состоянии творить чудеса посредством какого-то присущего им "электрицизма".
Они приписывали себе способность угадывать мысли других, даже отсутствующих,
считали себя достигшими высшего совершенства и, боясь потерять его, укрепляли
себя еженедельным причащением, к чему побуждало их также убеждение в близости
конца мира. Так как причащаться еженедельно в церкви им было невозможно, то
они употребляли собственное причастие из хлеба и вина. Кроме апокалипсиса,
который они изучили особенно подробно, они читали сочинения Бема, Штиллинга и
других старых и новых мистиков, имевшихся в русских переводах. В бытность
свою на Дону Котельников составил статистическое описание "Верхней Курмоярской
станицы" (напеч. в "Чтениях Моск. Общ. Истории", за 1863 г.).
Подробнее о нем см. "Русский Архив", 1868 г.; Пыпин,
"Библейская секта двадцатых годов" ("Вестник Европы").
|