Кости игральные
перешли в Европу, вероятно, из Азии. Изобретение их
приписывалось лидийцам, египтянам или грекам в лице Паламеда. В Греции они
служили для гадания и для игры и делились на кубы (κύβοι,
tesserae) и астрагалы (άστραγάλοι,
άστριες, άστριχιοί,
tali). Кубы имели вид современных игральных К., т. е. были шестигранные, с
намеченными очками от единицы до шести. Их употребляли для игр: άρτιασμός
— чет и нечет, по числу очков на брошенных К.; τρόπα
— выигрывал попавший костью в проверченное в дощечке отверстие; ώμιλλα
— бросание Костей в начерченный круг. Астрагалами играли в πλειςτοβολίνθα:
на каждое очко назначалась известная сумма денег; затем каждый бросал К., а
выигрывал выбросивший очки на большую против других сумму. Различные удары
астрагалов назывались по имени богов, героев, знаменитых мужей и гетер. Служа
для гаданий (κσβομαντεία,
άστραγαλομαντεία),
игральные Кости были посвящены Гермесу. Их бросали в воду или на особые
таблицы. Иногда гадавший брал одну К. в правую руку, другую — в левую и сам
отвечал за бога, выводя из числа очков утвердительные или отрицательные
ответы. Сохранилось известие, что Тиберий гадал, бросая золотые астрагалы в
воду. В малом оракуле Геркулеса, в ахейском городе Буре, ответы получались
через бросание астрагалов на особую табличку, с написанными на ней советами и
изречениями житейской мудрости. Почти такое же гадание процветало в г. Атталии,
в Памфилии. Уцелели надписи из г. Лимиры в Ликии и г. Адады в Писидии,
представляющие собрание одностишных изречений (γνώμοι
μονοστίχοι), с
расположенными по алфавиту начальными буквами. Вероятно, на таких Костях
вместо точек были буквы, и каждая Кость, по букве, на ней обозначенной,
соответствовала стиху. Стремление сочетать метание Костей с таблицей вызвало
в Х в. по Р. Х. изобретение камбрезийским епископом Вибольдом особой игры — ludus
regularis или ludus clericalis, где числу очков, получаемых на трех К., соответствовали
названия добродетелей (Caritas, Fides, Castitas и др.). Игра эта стоит в
связи с целой системой гаданий и исчислений, основанной на отношении букв к
цифрам и перешедшей в Европу от арабов, у которых существовала особая наука,
"Simia", посвященная изучению мистической силы букв. По мнению
Перца, ludus clericalis обязана своим происхождением пифагорической игре или ритмомахии
("бою чисел"), похожей на шахматную, но с заменой фигур костями,
которая была изобретена современником Вибольда, Гербертом (впоследствии папа Сильвестр
II), и пользовалась большим распространением. Монахи, награжденные в игре
высшими качествами, должны были направлять к добродетели других играющих.
Благочестивым епископом руководила, по-видимому, та же наивная уверенность в
содействии высшей силы, которая проявлялась и у языческих оракулов. К тому
же, Вибольд хотел отучить монахов от азартной игры в К., охватившей все
тогдашнее общество. Еще Ювенал бичевал в своих сатирах игроков; Персий
признавался, что любимым его времяпрепровождением в юности была игра в К. Оттон
Великий запретил духовенству играть в К., под страхом отлучения, но это не
помогло, как и указ Генриха II Английского, запретившего игру крестоносцам в
1188 г. Средневековая литература полна жалоб на разорение от игры в К.,
охватившей не только рыцарей, но горожан и даже народ. Игроки брали обычно
три К. (dés) и бросали их на деревянную или мраморную доску (berlenc, platel).
Автор фаблио: "De St. Pierre et du jongleur" рассказывает, что даже
ап. Петр, спускаясь в ад, взял berlenc и три К., чтоб обыграть жонглера,
стерегущего грешников, и спасти их души. Автор фаблио XIII века: "Da jeu
des Dés" приписывает изобретение игральных Костей дьяволу,
который велел отметить точки: одну — против Бога, 2 — против Бога и
Богородицы, 3 — против Троицы и т. д. Мнения об адском происхождении К.
придерживался и Рейнмар фон Цветер, но, по его толкованию, 2 точки означают
небо и землю, 3 — три имени Христа и т. д. Игра велась и при дворе
запрещавших или ограничивавших ее королей. Eustache Dechamps (XIV в.)
описывает игру влиятельнейших вассалов у короля. Роман "Brut"
изображает рыцарей Круглого Стола играющими с королем Артуром. Игра
оканчивается, как это часто бывало, дракой, которой не избежал и ап. Петр,
играя с жонглером. Из указа Людовика святого, 1255 г., видно, что во Франции
существовали для выделки К. особые мастерские и довольно многочисленный класс
ремесленников. Указы 1291, 1319 и 1369 гг. запрещают игру в К., но это,
видимо, не действовало, так как в 1396 г. появился указ против распространившихся
поддельных К. (dés pipés). Кроме игры на деньги, где выигрывал
имевший наибольшее число очков, было много других игр, принадлежностью
которых были К.: Иоанн Солсберийский насчитывает десять таких игр. К.
употреблялись и для гадания, как забавы. Так, в книге jeu d'amour 232
стихотворения, преимущественно любовного содержания, соответствуют такому же
количеству ударов К. Во Франции, Англии и Сицилии Кости употреблялись больше
всего в любимые дни гаданий — Рождество и Новый год. В новой истории
игральные Кости значительно теряют свою популярность, хотя во время
тридцатилетней войны ландскнехты очень их любили. Из игр в К. ныне
распространено только домино (см.). Ср. гр. Бобринский, "Jeu d'amour,
франц. гадальная книга XV в." (СПб., 1886; в приложении — подробный
очерк игры в К. в древности и в средние века).
|