Косметика
— Под этим названием принято понимать вещества частью
врачебного, частью чисто туалетного характера, употребляемые как наружные
средства с целью ухода за различными частями тела. Уход этот вызывается, с
одной стороны, присущим человеку желанием казаться красивее, с другой — он
является иногда необходимым в силу известных потребностей, привитых привычкой
и воспитанием, иногда полезных и в гигиеническом отношении, иногда же чисто
условных. В Европе потребление Косметики было особенно велико в XVII в. во
Франции, куда оно перешло из Рима и откуда распространилось мало-помалу
повсюду. В 1642 г. Фителье писал, что для туалета элегантной дамы требуется
целая лавка К. — всевозможных притираний, белил, румян, сулемы, квасцов,
коровьего помета, уксуса, духов, миндального молока и т. д. Мода румяниться,
привившаяся сначала в высших кругах общества, распространилась затем и на
прочие классы и в XVIII в. пудра и румяна являлись в Европе неизбежной
принадлежностью туалета всех женщин без различия общественного их положения.
Возникшая в широких размерах во Франции фабрикация Косметики и духов
выделилась там в особую довольно крупную отрасль промышленности, из года в
год все более развивающуюся, несмотря на кажущееся в настоящее время общее
сокращение применения Косметики; спрос на косметические и парфюмерные изделия
увеличивается с каждым годом, и в одном Париже годовой оборот по торговле Косметикой
и парфюмерией составляет ныне свыше 50 млн. франков. В настоящей статье
вкратце указывается лабораторно-техническая сторона производства и состав
некоторых, наиболее распространенных Косметик, и находящихся с ними в тесной
связи разных парфюмерных материалов, духов и т. п. Главнейшим по ценности
материалом для приготовления косметических и парфюмерных изделий (мазей,
бальзамов, духов и пр.) служат различные душистые вещества, с описания общих
свойств и способов приготовления которых мы и начнем. Большинство употребляемых
в парфюмерном деле душистых веществ — естественного происхождения и
извлекается в готовом или почти готовом виде из растений; ароматных веществ
животного происхождения, имеющих применение в парфюмерии, очень немного —
мускус, бобровая струя, цибетин и амбра, душистого начала которых до сих пор
не удалось не только исследовать химически, но и получить в сколько-нибудь
чистом виде. Аромат большинства растений зависит от особых летучих веществ,
называемых эфирными маслами (см.); к числу благовонных веществ растительного
происхождения, кроме эфирных масел, принадлежат родственные с ними по
происхождению смолы и бальзамы. Вещества эти встречаются в различных органах
растений — в цветах, листьях, плодах, древесине, коре, корнях, и оттуда
извлекаются посредством особых технических приемов. Судить о количестве
содержания эфирного масла в этих частях по запаху никоим образом нельзя;
некоторые сильно пахучие растения содержат столь мало эфирного масла, что его
не удалось до сих пор выделить в свободном состоянии; другие же, напротив, со
слабым сравнительно запахом, приносят большие количества эфирного масла, как
напр. растения, принадлежащие к семействам Labiata, Umbellifera и Crucifera.
Наибольшей интенсивностью аромата обладают цветы жарких стран — Ост-Индии, Цейлона,
Мексики, Перу и др.; нежнейшие пахучие вещества, наиболее ценимые в
парфюмерии, добываются из растений умеренного климата. — Грац, Канны и Ницца
— главнейшие пункты нынешней парфюмерной промышленности. Ницца знаменита
своими фиалками, Канны — розами, акациями, жасмином и флердоранжем; Ним
славится тимьяном, розмарином, лавандой; Италия поставляет ирис и бергамот. К
числу парфюмерных материалов, кроме упомянутых (естественного происхождения —
животного и растительного), следует отнести также весьма небольшое число
искусственно приготавливаемых — кумарин, гелиотропин, ванилин и нитробензол.
Как было уже упомянуто, наибольшего развития парфюмерная промышленность
достигла на юге Франции, где производство эфирных масел, духов и проч.
парфюмерных изделий из собственных и привозных материалов имеет фабричные
размеры и обстановку.
Добыча эфирных масел производится по следующим пяти
методам: прессовкой, дистилляцией, экстракцией, мацерацией и абсорбированием
(enfleurage), применяемым сообразно с свойствами эфирного масла и его
содержанием в растении. Прессовка применяется исключительно при извлечении
эфирных масел из богатых содержанием свежесобранных растений, как, напр., из
свежих лимонных и апельсинных корок и т. п. Полученные таким образом эфирные
масла отделяются от водянистых и других примесей посредством отстаивания и
фильтрации. Дистилляция — чаще всего употребляемый метод, но он пригоден тоже
только при растениях со значительным содержанием эфирных масел и, кроме того,
только в тех случаях, когда душистые свойства эфирного масла от перегонки не
ухудшаются, что бывает с некоторыми нежными сортами; бывают и такие, которые
совершенно не выносят высокого нагрева и разлагаются при отгонке. Эфирные
масла имеют температуру кипения выше 100° С, но они легко отгоняются в струе
водяного пара, поэтому отгонка их производится в кипящей воде в обыкновенных
перегонных аппаратах, нагреваемых голым огнем или паром, или же струей
прямого пара. Прошедшая через холодильник смесь водяных и эфирных паров
разделяется посредством флорентинских бутылей или отстойных воронок.
Извлечение эфирных масел экстракцией состоит в обработке растений различными
растворителями — серным или нефтяным эфиром, сернистым углеродом и др., и в
последующей затем отгонке растворителя от эфирного масла. Наиболее пригоден
для этой цели хорошо очищенный нефтяной эфир, не оставляющий после себя
никакого запаха и довольно низко кипящий (около 50° С). Недостаток этого
весьма простого и дешевого способа тот, что вместе с эфирными маслами в
раствор переходят также жирные, смолистые и др. вещества, чрезвычайно трудно
отделяемые от эфирного масла (посредством отгонки последнего), почему способ
этот применяется в настоящее время редко и только при обработке растений,
богатых содержанием эфирного масла. Мацерация применяется при обработке
цветов с незначительным содержанием эфирного масла или в тех случаях, когда
оно не выносит значительного нагревания без изменения в свойствах. Процесс
мацерации заключается в настаивании обрабатываемых душистых растений в растопленном
свином сале или теплом масле, оливковом или минеральном (парфюмерном), при
темп. около 65° С в течение 12—48 часов, после чего цветы, передавшие свой
аромат салу, вынимаются из него и заменяются свежими, что повторяется
несколько раз. Количество таких настаиваний зависит от породы растения и
желаемой степени насыщения жира душистым веществом. Из полученного таким
образом сильно надушенного сала, называемого во Франции цветочной помадой (pommade),
или масла (huile antique), приготавливают духи. На больших парфюмерных
заводах мацерация производится в особых непрерывно действующих аппаратах по
приемам методического выщелачивания. При обработке наиболее нежных пахучих
растений (жасмина, резеды, фиалки, туберозы и т. п.) применяется последний
метод — абсорбирование на холоде, представляющий видоизменение предыдущего.
Цветы, по этому способу обрабатываемые, не приводятся в непосредственное
соприкосновение с жиром, а помещаются в плотно закрытом помещении (шкафу), на
решетчатых полках, между которыми размещены металлические листы с тонким
слоем сала или полотна, пропитанные оливковым маслом. Таким образом,
поглощение эфирных масел жиром происходит здесь через воздух закрытого
помещения, насыщаемый душистыми цветочными испарениями. Дня через 2 лишенные
аромата цветы заменяются свежими, что повторяется несколько раз; операция
полного насыщения жира душистыми веществами требует не менее 25 дней. В
настоящее время применяются более совершенные приемы абсорбирования эфирных
масел, значительно сокращающие продолжительность самой работы (до 4 дней) и
дающие большие выходы продукта. Усовершенствование заключается в некоторой
циркуляции, сообщаемой воздуху аппарата, в котором производится абсорбирование.
Аппарат этот состоит из двух герметически закрывающихся шкафов, сообщающихся
друг с другом в нижней части, тогда как в верхнюю часть их обоих герметически
воткнуты воздуходувные меха, от попеременного действия которых между обоими
шкафами воздух перегоняется от одного к другому и, циркулируя таким образом,
ускоряет перенесение аромата. Внутренность шкафов заполнена тесно
размещенными выдвижными полками из тонкой проволочной сетки, на которых
попеременно размещаются цветы и чистое свиное сало, иногда в смеси с
воловьим, прибавляемым для сообщения жиру надлежащей консистенции; для
образования большей поверхности соприкосновения, жир продавливается через
особый дырчатый пресс, из которого он выходит в виде вермишелеобразной
проницаемой массы и раскладывается в этом виде на сетках. Цветочные помады
разделяются, по степени их насыщенности эфирными маслами, на несколько
сортов, из которых высшие идут на приготовление духов, а слабо надушенные
поступают в продажу в качестве разных головных помад. Извлечение эфирных
масел из цветочных помад производится чистым винным (95—97%) спиртом; спирт
для экстракции берется примерно в полуторном или двойном против помады
количестве, смотря по сорту последней. Для размешивания помады со спиртом
употребляют особые котелки — экстракторы, герметически закрывающиеся и
снабженные мешалками, куда наливается нагретый до 30° спирт и растопленная на
водяной бане помада, подогреваемая тоже не выше 30—35° С. Время, потребное
для получения спиртовой вытяжки надлежащей крепости — 48—60 час., по
истечении которых содержимое экстрактора выливается на плотную полотняную
цедилку, и жидкость отцеживается; оставшийся на полотне жир слегка отжимается
и полученная жидкость присоединяется к предыдущей порции. Чтобы отделить
прошедшие через полотно, а также растворенные в небольшом количестве частички
жира, спиртовая вытяжка помещается в плотно закупоренных бутылях в погребах
или ледниках, и после двухсуточного стояния вторично фильтруется через
бумажные фильтры. Снятая с полотняной цедилки помада поступает снова в
экстракционный аппарат и обрабатывается таким же количеством свежего спирта
вторично. Продолжительность экстракции, отделение 2-й вытяжки и пр. — те же,
что и в первый раз; 2-я вытяжка, представляющая более слабый спиртовой
раствор, употребляется для приготовления духов низшего качества, помада же
обычно экстрагируется еще и в 3-й раз, но получаемая вытяжка уже
самостоятельного применения не имеет, а употребляется для 1-й экстракции
свежих помад вместо чистого спирта. Аромат помады от трехкратной обработки
спиртом почти совершенно истощается и оставшееся сало, вполне отделенное от
спирта, идет на приготовление помад для волос и так назыв. фиксаторов.
Полученные тем или иным способом эфирные масла служат главнейшим материалом
для приготовления духов и др. парфюмерных изделий.
Духи представляют собой различной крепости спиртовые
растворы эфирных масел и др. душистых веществ и подразделяются во французской
парфюмерии на Extraits aux fleurs, с преобладающим запахом какого-либо одного
душистого вещества, и Bouquets, составляемые из смесей основных ароматов (см.
гамму Пиесса в ст. Духи). Основу почти всех духов составляют описанные
спиртовые вытяжки из французских цветочных помад, остальные же материалы,
входящие в состав духов, служат лишь для придания им большей остроты и
стойкости, обусловливающей продолжительность сохранения запаха в надушенных
предметах. Чистые спиртовые растворы разных эфирных масел, благодаря
летучести последних, представляют духи мало стойкие, быстро улетучивающиеся,
почему при фабрикации духов к ним примешиваются подходящие душистые вещества
— тинктуры и экстракты — с мало летучим благовонным началом, которое,
оставаясь после испарения спирта на надушенном предмете, удерживает в себе и
легко летучее эфирное масло.
Тинктуры и экстракты имеют применение не только при
производстве духов, но и в других отраслях парфюмерии и К., таких, как:
зубные эликсиры, пудры, мази и разные др. косметические средства. Тинктуры
приготавливаются настаиванием в крепком спирте упомянутых выше благовонных
смол и бальзамов, душистых веществ животного происхождения, а также из разных
пряных растений, листьев, корней и семян, каковы: мускусные зерна, ангеликовый
и фиалковый корень, листья пачули, ваниль и т. п.
Наибольшей известностью и повсеместным распространением
исстари пользуется особый разряд спиртовых духов, известный под общим
названием одеколона (Eau de Cologne), имевший в старину, да и теперь еще
отчасти сохранивший славу врачебного средства, благодаря освежительным и
прохлаждающим свойствам, присущим хорошим сортам этого рода духов. Свойства эти
зависят от тщательности приготовления и сорта входящих в состав одеколона
эфирных масел и ароматических смол, а также от чистоты спирта, служащего для
их растворения. Хорошие сорта одеколона приготавливаются на чистом
виноградном спирте (95—97о Тер.). В состав так назыв. настоящего одеколона
входят: бензойная смола и масла — лавандовое, розмариновое, нероли (эфирное
масло из свежих померанцевых цветов Citrus vulgaris или С. Bigaradia),
кедровое, португаловое и бергамотное. Эфирные масла растворяют в спирте,
поочередно, в указанном порядке и под конец прибавляют истертую в тонкий
порошок бензойную смолу. Смесь выстаивается в плотно закупоренной посуде в
течение 4—5 недель при частом взбалтывании и затем перегоняется с небольшим
количеством воды. Собранные средние порции отгона опять подвергаются выстаиванию
в темном помещении, и чем продолжительнее оно, тем лучшего качества
получается одеколон.
В старину употреблялись почти исключительно сухие духи,
потерявшие ныне значение и применяемые в настоящее время только для
изготовления душистых подушек (Sachets) и наполнения ажурных душниц (Cassolettes).
Душистые порошки, служащие для наполнения Sachets (шелковых мешочков,
подушек, бумажных конвертов и пр.), приготавливаются из засушенных и истертых
в порошок цветов, листьев, древесины душистых дерев (розовое, сандальное,
кедр), кореньев (фиалковый) и т. п. Недавно в торговле стали появляться сухие
духи, приготавливаемые из парафина, насыщаемого в растопленном виде разными
эфирными маслами.
К парфюмерным изделиям относятся далее разные курительные
средства, твердые и жидкие: свечки, порошки, лаки, бумага, курительные уксусы
и эссенции. Курительные свечки приготавливаются из смеси тонкого угольного
порошка, селитры и душистых веществ, преимущественно смол и бальзамов (росный
ладан, стиракс, мирра и т. п.), замешанных на камедном растворе. Порошки
представляют смесь изрубленных и отсеянных от пыли лепестков розы, лаванды,
фиалкового корня, смол и т. п., поддушенных разными эфирными маслами.
Курительная бумага приготавливается пропитыванием тонкой пропускной бумаги
сперва раствором селитры, затем, по высушивании, спиртовыми растворами смол и
бальзамов. Курительные эссенции и уксусы представляют растворы ароматных
смол, бальзамов и эфирных масел в чистом крепком спирте с примесью или без
примеси крепкой уксусной кислоты. Сюда относится, напр., эссенция, известная
под названием Parfum de rois, приготавливаемая по следующему рецепту: 500 гр.
стиракса, 500 гр. бензойной смолы и 160 гр. смолы алоэ растворяют в 7 литр. спирта
(или 5 литр. крепкого винного уксуса), фильтруют и добавляют 1 лит. розовой
эссенции, 1 лит. эссенции fleurs d'orange, по 160 гр. эссенций амбры и
мускуса и 500 гр. ванильной эссенции. Применение курительных эссенций и
уксусов состоит или в пульверизации их в смеси с водой в жилых помещениях,
или разбрызгивании на раскаленные плиты и сжигании в особых курительных
лампах. Подобного же состава спиртовые и уксусные эссенции употребляются как
туалетные средства, примешиваемые в небольшом количестве к воде для мытья и
ванн.
Нюхательные соли (флаконы) представляют ароматизированные
эфирными маслами смеси, выделяющие свободный аммиак (водный раствор которого
составляет так наз. нашатырный спирт): таковы, напр., Sel de Preston,
состоящая из смеси в равных весовых количествах нашатыря или
угольно-аммиачной соли с гашеной известью и небольшим количеством лимонного,
лавандового и тимьянового масел, или так назыв. неистощимая соль (inexhaustible
salt) — крупные кристаллы сернокислого калия, смоченные смесью из нашатырного
спирта с несколькими каплями розмаринового, лавандового, бергамотного и
фиалкового масел. Соли эти сохраняются в маленьких, плотно закупоренных
карманных флаконах.
Волосяные помады, фиксаторы, притирания, душистые масла и
все косметические изделия их разряда представляют собой надушенные смеси
жиров или жирных масел с примесью разных консервирующих веществ, для
предохранения жиров от порчи и от окисления на воздухе. Наилучшим материалом
для приготовления помады считается сырой воловий мозг, часто ныне заменяемый
более дешевыми материалами: свиным салом в смеси с другими жирами и жирными
маслами, смотря по требуемой консистенции. Кроме свиного и воловьего жира при
производстве указанного рода К. употребляются еще в небольшом количестве
масла какао и кокоса, миндальное масло, касторовое, спермацет, воск и
вазелин. Подготовка парфюмерных жиров требует особенной тщательности и
чистоты выделки; свежеизвлеченное из животного сало предварительно очищается
от крови, жил и др. посторонних тканей, тщательно моется и затем, после
механического разминания и разрушения жировых оболочек, вытапливается на
водяной бане. Растопленный жир отделяется от шкворы процеживанием через
полотняные салфетки и в этом виде поступает на дальнейшую обработку. Парфюмирование
жиров производится или простым прибавлением к ним душистых веществ, или же,
как было описано при изготовлении цветочных помад, прямым насыщением
цветочными ароматами посредством мацерации и абсорбирования. Высокие сорта
помад готовятся из насыщенных ароматом жирных растительных масел —
оливкового, пальмового, миндального (huiles antique), в смеси с белым воском,
маслом какао, реже — со стеарином, парафином или спермацетом. Мягкие головные
помады готовятся преимущественно из свиного сала и мозгов, а так назыв.
фиксаторы или твердые помады представляют те же помадные смеси с большим
содержанием воска или церезина, отлитые в формы палочек или цилиндров. Для
ароматизации волосяных помад употребляются чаще всего цветы розы, герани,
жасмина, резеды, гиацинта, туберозы и пр., от которых помада и получает свое
название. Если ароматизация производится готовыми эфирными маслами, то
последние прибавляются к растопленной жировой смеси при начале ее
затвердевания и тщательно перемешиваются. Для подкрашивания помад и
фиксаторов в коричневый и черный цвета употребляются растертые на каком-либо
масле амбра и тончайшая сажа, прибавляемые к помадной смеси также перед ее
застыванием. Существуют еще так назыв. ледяные (кристаллические) помады,
приготавливаемые из смеси ароматизованных масел и спермацета, превращающихся
в кристаллическую массу при очень медленном охлаждении их из расплавленного
состояния. Кроме упомянутых жировых и парфюмерных материалов, в состав помад
вводятся разные консервирующие жир вещества, как напр., салициловая и борная
кислоты, разные смолы и т. п. Особый вид помад, употребляемых в качестве
притираний с целью ухода за кожей для сохранения и сбережения ее, так назыв. кольд-кремы
(Cold creams), представляет большей частью эмульсированные смеси жиров или
масел с водой, приготавливаемые посредством долгого размешивания
растопленного жира с некоторым количеством воды, продолжающегося до полного
застывания массы, к которой, под конец размешивания, прибавляются соответственные
душистые вещества. Наиболее известный из этих препаратов Crême céléste
получается следующим образом: смешивают в растопленном виде 10 частей белого
воска, 20 частей спермацета и 70 частей миндального масла и, когда смесь
наполовину застынет, добавляют 20 частей розовой воды и старательно
размешивают до полного охлаждения, после чего приливают еще 10 частей
миндального и несколько капель розового масла (на каждый килограмм смеси 2—3
капли).
Губные помады приготавливаются также из напарфюмированной
смеси спермацета, воска и миндального масла (худшие сорта — из свиного и
воловьего сала) и подкрашиваются в красный цвет посредством алканного корня.
К числу притираний следует отнести еще один сорт помад — желатинных и
крахмальных, употребляющихся тоже как средства для сохранения кожи. Вот,
напр., способ приготовления и состав одной из таких помад: разваривают 1
часть китайского желатина (agar-agar) в 50 частях воды и полученный отвар
процеживают, смешивают с 200 ч. теплого глицерина и добавляют на каждый
килограмм смеси 16 капель бергамотного и 6 капель розового масла; иногда
такие помады подкрашиваются еще в коричневый цвет (экстрактом ратании). К
средствам ухода за волосами принадлежат еще различные жидкие препараты, фиксаторные
— так назыв. бандолины и составы для сообщения волосам блеска и мягкости — олеолиссы
и бриллиантины. Бандолинами вообще называются густые водные жидкости,
получаемые растворением растительных слизей (отвара гунного семени, траганта
и др.), надушенных розовым или горько-миндальным маслом и подцвеченных в
красный цвет. Олеолиссы и бриллиантины суть растворы касторового масла в
спирте или душистых спиртовых эссенциях. Наиболее распространенными из них
являются следующие препараты. Oleolisse tonique (de Piver), состоящая из 5
частей касторового масла, 15 ч. спирта и небольшого количества бергамотного
масла. Brillantine представляет раствор 1 части глицерина и 3 частей
касторового масла на 60 частей спирта, надушенных каким-либо эфирным маслом.
Разные воды для мытья головы, рекомендуемые изобретателями
также как средства от выпадения волос, представляют большей частью слабые
водные растворы мыла, поташа, аммиака или других щелочей, небольшого
количества спирта и растворимых в воде душистых веществ. Напр. розмариновая
вода получается дистилляцией 5 кг цветов розмарина с 50 л. воды и смешением
дистиллята (25 л.) с 2 л. спирта и 200 гр. чистого поташа. Ray-Rum: 175 гр.
тинктуры из лавровых листьев (1:10), 4 гр. лаврового масла, 30 гр. буры, 30
гр. угольно-аммиачной соли и 1 л. розовой воды. Шампунь: 1 часть чистого
мягкого мыла, 2 части поташа, 20 частей воды, 2 части спирта и какие-либо
духи.
Однородны по назначению с кольдкремами обращающиеся
издавна в торговле, под общим назв. эмульсинов, многочисленные туалетные
средства, состоящие из мыльных растворов, тесно перемешанных с жирными
маслами, воском, спермацетом и т. п.; нередко сюда прибавляют еще сахарный
сироп, мед, яичный желток, камедь и тертый миндаль, и получают, таким образом,
пасты, дающие при распускании в воде молочно-белые эмульсии для мытья.
Таковы, напр., amandine, olivine, jasmin-emulsine, glycerin-crême и т.
п. Кроме того, существуют еще разные молочные жидкости — водные
мыльно-жировые или смоляные эмульсии. Напр., так наз. Lait virginal (Jungfermilch):
30 гр. тинктуры толуанского бальзама (1:10) и 60 гр. тинктуры бензойной смолы
(1:10) смешиваются постепенно с 1 литр. розовой воды, через что получается
молочно-белая жидкость от выделившихся из спиртового раствора смол.
Наиболее распространенным в настоящее время косметическим
средством следует считать парфюмированные пудры, употребляемые женщинами для
сообщения коже мягкости и матового вида. Главным материалом служат разные
высокие сорта крахмала — рисового и пшеничного, очень часто в смеси с
порошком белого (венецианского или бриансонского) талька. Ароматизация пудр
производится непосредственным долговременным перемешиванием их с цветочными
листьями, отделяемыми затем отсеиванием, или же простым прибавлением к ним
какого-либо эфирного масла или смеси душистых веществ. Для уничтожения
желтоватого оттенка крахмала и талька белые пудры иногда подсиниваются
небольшим количеством какого-либо синего или фиолетового пигмента. Подкраска
красных, розовых или телесного цвета пудр производится кармином, эозином или
смесью эозина с анилин-оранжем. По назначению и составу с пудрами сходны
порошкообразные белила и румяна, служащие для имитации натурального цвета
кожи. Основой этих Косметик служит порошок талька (жирная пудра), к которому
для приготовления белил добавляют, смотря по обстоятельствам, висмутовые
белила, магнезию, мел или цинковые белила. Наилучшие белила дает висмут, но
принимаемая им коричневая окраска от присутствия сероводорода в воздухе
заставляет отдавать предпочтение цинковым белилам, хотя они и не обладают
таким блеском и чистотой белого цвета, как висмутовые. Румяна
приготавливаются из упомянутых выше красных и розовых красок или лучших
сортов оловянного сурика, смешанных с тальком. Белила и румяна в виде паст (Crême
de Lys и Crême de Rose), палочек, жидкостей и т. п. готовятся из талька
же, в смеси с трагантовой камедью, оливковым маслом, спиртом, красками и
душистыми веществами.
Жирные краски для лица (театральной гримировки)
приготавливаются различных цветов и ньюансов. Жировая основа этих К. состоит
из смеси 3 частей белого воска и 7 частей оливкового масла или 1½
частей парафина и 2 час. белого вазелина, которые, в растопленном виде,
растираются с красками и порошком талька; употребительнейшие краски — кармин,
эозин, сиенская земля, сажа и некоторые анилиновые пигменты.
К косметическим изделиям могут быть причислены еще разные
зубные порошки, пасты и эликсиры. Для примера приводим здесь некоторые
рецепты. Зубные порошки: а) черный зубной порошок — 7 частей древесно-угольного
порошка, 1 часть порошка из устричных раковин, 1 часть фиалкового корня,
½ части порошка катеху, ½ части корицы и ½ части мирры.
б) Белый зубной порошок — 1 ч. порошка ossa-sepia, 1 ч. устричных раковин и
мятного масла (2 гр. на каждые 500 гр. порошка). в) Хинный зубной порошок —
12 частей коричневой хинной корки, 24 части сандалового дерева, 3 части
квасцов растираются в тонкий порошок и парфюмируются небольшим количеством
бергамотного или фиалкового масла. Существует еще множество рецептов зубных
порошков, в состав которых входят коралловый порошок, мел, магнезия, винный
камень, квасцы и т. п. Зубные пасты (мыла) — смеси нежнейших сортов мыла с
различными упомянутыми выше твердыми порошками, душистыми и вяжущими
веществами. Зубные эликсиры и тинктуры представляют обычно спиртовые растворы
ароматических и вяжущих веществ, ароматизированные большей частью каким-либо
эфирным маслом, и служат в смеси с водой для полоскания рта и зубов, а в
чистом виде нередко — как средства от зубной боли. Приводим здесь рецепт
одного из таких эликсиров — Eau de Botot: 500 gr. тинктуры кедрового дерева
(1:10), по 100 гр. тинкт. мирры и корня ратании, 15 капель мятного и 10
капель розового масла.
|