Король, в шахматах
— главная фигура в шахматной игре, при отсутствии которой
не может происходить и сама игра. Название этой фигуры осталось без изменения
с древнейших времен: у индийцев она называлась царь, у арабов — шах. Шахматный
Король может ходить с своего места на любую соседнюю клетку, но не далее, чем
на один шаг; только в одном случае, один раз в партии, у него может быть и
другое движение, а именно во время рокировки (см.). Если ему угрожают (делают
шах), он должен, прежде чем сделать какой-либо другой ход, или уходить от
шаха, или закрываться, или брать шахующую фигуру. Король при пешечной игре в
конце партии сильнее коня или слона. Стейниц считает, что действие шахматного
Короля совместно с одной защищаемой пешкой, равняется силе ладьи, при
условии, что ни К. противника, ни другая какая-либо неприятельская фигура не
может действовать заодно с этой ладьей. За исключением некоторых дебютов, в
редких случаях следует ходить К. в раннем периоде игры. Сильные
оборонительные качества К. настолько ценны, что, если противник не может
сразу выдвинуть достаточного числа фигур для атаки, требуются весьма сложные
и трудные комбинации для постановки мата. Стаунтон рекомендует шаховать в
раннем периоде партии только тогда, когда, благодаря этому, можно заставить
неприятельского К. двинуться с места и этим лишить его рокировки. Очень часто
не следует брать неприятельскую пешку, стоящую перед собственным К., ибо она
может иногда служить ему хорошей защитой. В конце партии К. представляет
сильную фигуру, как в помощь собственным пешкам, так и для задержки неприятельских.
В соч. Яниша (см. Конь) вопросы, касавшиеся хода Короля, разрешаются особыми
интегральными формулами.
|