Королевская власть
— Королевская власть с самого начала своего существования,
под влиянием разнообразных условий, постоянно менялась в своем объеме и
содержании. В раннюю эпоху (см. Король), во времена Тацита (конец I в. по Р.
Х.), Королевская власть в значительной степени ограничивалась вечевыми
порядками германских племен и народным правом избрания в пределах
королевского рода или даже вне его; она встречала отпор со стороны родового и
дружинного строя и вообще играла незначительную роль, так что короля у
племени даже могло и не быть. Большие успехи сделала Королевская власть в
эпоху великого переселения народов и вскоре после него (в V и VI вв.), когда
на развалинах Римской империи начали слагаться варварские королевства. Под
влиянием христианских представлений, а также понятий, унаследованных от
императорского Рима, короли готские, бургундские, лонгобардские, франкские
предъявляют даже притязание на абсолютизм. Вследствие обширности территорий,
народное вече утратило свое значение и превратилось разве в парадную
церемонию; короли стараются прибрать к своим рукам, через чиновников,
областное управление и суд, называют себя представителями Бога на земле. К.
власть не имела, однако, прочных материальных или нравственных опор и должна
была поделиться своей силой с другими элементами слагавшихся политических
организмов. Уже в Меровингскую эпоху (VI — VII вв.) власти землевладельческая
и политическая смешиваются, а магнаты ограничивают королей. Могущественная
монархия первых Каролингов (VIII — IX вв.) была плодом временных потребностей
и в значительной степени насилия. Ни личные таланты государей, ни реформы, ни
императорская корона, ни союз с церковью не спасли Каролингскую монархию от
напора мелких территориальных властей, частных интересов и личных прав, враждебных
сосредоточению власти и государственному единству. Феодализация беспрерывно
дробит К. власть по частям и к началу XI века низводит ее к власти простого
помещика. Король становится среди феодальных владельцев только "первым
среди равных" (primus inter pares); верховная власть ускользает из его
рук в руки бесконтрольных хозяев поместий, которые с королем и между собой
связаны частными контрактами, в своих имениях распоряжаются как государи, а
королю, как своему сюзерену, не обязаны ничем, кроме почета (см. Феодализм).
К этим носителям государственной власти, герцогам, графам и пр., впоследствии
присоединились и суверенные городские коммуны. Католическая церковь, в свою
очередь, была проникнута идеей полной независимости от К. власти и даже идеей
господства над государством. Наконец, с растратой земельного фонда (см.
Бенефиции) короли не располагали никакой финансовой силой. Бессильной К.
власть была особенно в Х — XII вв., в период расцвета католико-феодального
строя. По мере приближения к новому времени К. власть воскресает и
возвышается над остальными властями. Типичным представляется рост К. власти
во Франции, где римские воззрения на волю государя были наиболее живучи.
Начиная с Людовика Толстого, французские Капетинги, мало-помалу округляя свои
наследственные земли, стягивают в свои руки элементы государственной власти.
Они начинают предъявлять широкие требования, оправдывая их идеями легистов и
прикрывая авторитетом духовенства; феодальная Франция превращается в союз
самостоятельных сословий, с королем во главе. В XIV и XV вв. французский
король — уже не феодальный сюзерен, а монарх, объединяющий страну при
посредстве сословно-представительных учреждений. К. власть извлекает выгоду
даже из созыва генеральных штатов и неуклонно отчуждает у французских сословий
их политические права. Генеральные штаты почти добровольно наделяют короля
полнотой верховной власти, когда в 1436 г. отказываются от права вотировать
налоги. Оставаясь "первым дворянином" в сословном смысле,
французский король, на развалинах политических вольностей католико-феодального
происхождения, становится государем своих подданных, отожествляет свою волю с
законом, распоряжается войском, администрацией, финансами, судом и
духовенством. Возвышение К. власти тянулось в течение нескольких веков, и к
началу нового времени она почти окрепла до степени абсолютизма во всей
Европе, нося характер противосословный и светский, потому что выросла из
борьбы с политическими правами сословий и церкви. Карл I в Испании, Франциск
I во Франции, Тюдоры в Англии, князья в Германии и т. д. являются
представителями тех стремлений, которые питала К. власть и не осуществляла до
тех пор только потому, что встречала отпор. XVI в. был временем упадка
областного самоуправления и сословно-представительных учреждений — испанских
кортесов, французских генеральных штатов, немецких ландтагов и даже
английского парламента. Реформация придала было новую силу представительным
учреждениям, которые усиленно возобновляют свою войну против К. власти, под
новым, вероисповедным знаменем. Но эта реакция не сокрушила К. власти; только
английский парламент, пережив опасный кризис, растет в ущерб королю. На
материке Европы (кроме Польши) К. власть окончательно перестает быть
феодальной или сословной; она является носительницей государственной идеи, в
противоположность феодальной монархии, и носительницей идеи национального
единства, в противоположность монархии сословной. Кроме того, она становится
оплотом того или иного вероисповедания; особенно характерны в этом отношении
Филипп II испанский и Людовик XIV французский. Последнему приписывают
знаменитую фразу: "государство, это — я"; не будучи историческим
фактом, эта фраза исторически верно характеризует принципиальный абсолютизм
короля. Уравнивая всех лишением политической свободы, тогдашний королевский
абсолютизм почти не изменял социального неравенства, наследия феодальной
эпохи. Только с середины XVIII в. королевский абсолютизм, ничего не уступая
из своего всемогущества, изменил несколько свой характер. К. власть на время
(до взрыва 1789 г.) становится во главе просветительного движения и пытается
сама пересоздать "старый порядок". Это дало королевскому
абсолютизму того времени название просвещенного. Он существовал почти во всех
странах Европы и особенно ярко выразился в лице Фридриха II в Пруссии и Иосифа
II в Австрии. В Англии римские идеи о верховной власти государя всегда были
слабее, чем где-либо; политическая сторона феодализма не получила полного
развития, рознь сословий не обострялась так, как на материке, и потому
самоуправление местное и государственное постепенно отвоевывало свои права,
ограничивая королевскую власть и юридически, и фактически. К исходу XVII в.
английский парламент, после долгой и ожесточенной борьбы со Стюартами, окреп
и стал первенствующим носителем верховной власти.
Французская революция открывает новый период в истории Королевской
власти. Английские представительные учреждения делаются образцом для всей
Европы, и в XIX в. конституционная, законом ограниченная К. власть становится
явлением общераспространенным. Французская конституция 1791 г. открывает
собой длинный ряд конституций, вводимых в различных государствах. Даже
абсолютизм Наполеона и его ставленников нуждался в декорации в виде
номинального обществ. участия в делах управления и законодательства.
Испанская конституция 1812г., норвежская 1814 г. были в значительной степени
повторением ограничений К. власти, установленных французским учредительным
собранием. Реставрация Королевской власти Бурбонов во Франции не могла
осуществиться без конституционной хартии, хотя бы и пожалованной
(октроированной). Общеевропейская реакция, несколько раз возобновлявшаяся, не
заглушила народных стремлений к представительным учреждениям. Принцип
ограничения К. власти постепенно распространялся по всей Западной Европе и
даже на Балканском полуострове. Характер и степень ограничений в различных
государствах неодинаковы, в зависимости от национальных, религиозных,
экономических и международных условий, но наличие основных законов,
регулирующих отношения власти к нации, остается прочным приобретением XIX в.
в Зап. Европе. В настоящее время К. власть не признается делегированной и не
носит характера исключительно исполнительного органа, но принимает некоторое
участие в законодательстве. Короли во многих государствах созывают палаты,
открывают сессию палат тронной речью, имеют право отсрочивать заседания,
закрывать сессию, распускать палаты; они участвуют в инициативе законов
наравне с палатами, имеют право санкции законов и наделены правом veto,
абсолютным или задерживающим, и обнародования законов. Король назначает судей
и лиц прокурорского надзора и, не касаясь собственно отправления правосудия,
располагает правом высшего надзора в смысле обнаружения формальных упущений,
замедлений в судопроизводстве; ему, наконец, принадлежит право помилования по
уголовным делам и амнистии в той или другой степени. Наибольшую власть
проявляет король в качестве исполнительного органа. Он может издавать
приказы, декреты, ордонансы, эдикты, т. е. распоряжения с целью восполнения и
разъяснения законов в собственном смысле слова, причем в различных
государствах существуют различные гарантии против злоупотребления такими
распоряжениями. Королевская власть служит источником полномочий для всех
других исполнительных властей; король является главнокомандующим армией и
флотом и представителем нации в международных отношениях. Ср. Градовский,
"Государ. право важнейших европ. держав".
|