Кол, орудие казни
— укрепленный в земле вертикальный кол, с заостренным
верхним концом; у запорожцев представлял собой деревянный столб, высотой в
аршин и более, наверху которого укреплялся железный шпиль в 2 аршина длины.
При сажании на Кол, последний входил во внутренности все глубже и глубже и,
наконец, высовывался наружу или между лопатками, или в груди. Иногда на Коле
делалась горизонтальная перекладина, чтобы он не мог войти глубоко; тогда
наступление смерти замедлялось. Посаженные на К. умирали лишь через полдня
или целый день, даже через 2—3 дня; при этом они могли сохранять полное
сознание и нередко, сидя на Коле, подвергались еще допросам, иногда даже
приобщались св. тайн. Посажение на К. — одна из древнейших форм смертной
казни. Византийские историки указывают на распространение этой мучительной
казни у древних славян. По словам Льва Диакона, Святослав, взяв город Филиппополь,
посадил на Кол 20 тысяч жителей его; существование этой казни у славян
подтверждает и Прокопий. В московской Руси посажение на Кол практиковалось с
XVI в., особенно же в смутное время, главным образом по отношению к
изменникам и бунтовщикам; в 1718 г. Петр I подверг этой казни ненавистного
ему Степана Глебова. В 1738 г. посажен был на К. самозванец Миницкий и его
сообщник, священник Могила. У запорожцев острая "паля" применялась
до самого конца существования сечи, в особенно же широких размерах в эпоху
борьбы с поляками. От татар и турок казнь эта перешла и к западноевропейским
народам, приходившим с ними в соприкосновение, например к австрийцам. Наряду
с сажанием на Кол практиковалось и пробитие Колом, а именно в Индии, а также
в Германии, где оно было в обычае как наказание за конокрадство,
изнасилование и детоубийство. В случае изнасилования, заостренный дубовый Кол
ставили на грудь преступника и вбивали: первые три удара делала жертва
преступления, остальные палач.
Ср. А. Д-ский, "Система карательных мер в
Запорожье" ("Киевская Старина" 1893 г., № 2).
|