Корелы
вернее Карелы — одно из коренных финских племен,
первоначально обитавшее в Карелии (см.). Норманны застали их здесь в нач. IX
в.; король Эрик Эмундсон (Ветергут), умерший в 833 г., в своих походах на
Финляндию проникал до Карелии, а в 877 г. Торольф Квельдуфсон, воевода короля
Гарольда Гарфагара, в союзе с финским племенем квенов, разбил корел.
Впоследствии К. утратили свою самостоятельность и платили дань норманнам. В
русской истории К. появляются впервые в 1143 г., когда, по словам летописца,
"корела ходиша на емь" — другое финское племя. В 1149 г. К.
упоминаются в войсках кн. Изяслава и Ростислава Мстиславичей, помогавших
новгородцам в борьбе их с кн. Георгием Владимировичем Суздальским. В 1191 г. Корела
вновь воевали с емью, вместе с новгородцами. О крещении К. в православие в
летописи говорится: "того же лета (6735 или 1227) кн. Ярослав
Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди". Есть
основание предполагать, что многие из них и до того времени были уже крещены
новгородцами; так в уставе Святослава, кн. Новгородского, составленном в 1134
г., упоминаются, в числе плательщиков сбора в пользу новгор. владыки, обонежские
погосты с корельскими названиями (Юскола и др.); очевидно, здесь жили К.-христиане.
В 1241 К., под знаменами кн. Александра Невского, ходили под Капорье. "В
лето 6786 (1278) кн. Дмитрий и новгородцы и с всей Низовской землею, казни Корелу
и взя землю их на щит". В 1284 г. немцы, под предводительством Трунды,
приплыли в Карелию по Неве и Ладожскому оз., с целью обратить жителей ее в
своих данников, но были разбиты новгородским посадником Симеоном. В 1291 г.
начались набеги на Корелу со стороны шведов. основавших в 1293 г. — Выборг, в
1295 г. — Кексгольм, в 1300 г. — Ландскрону (на месте нынешнего пригорода
С.-Петербурга, Бол. Охты). Новгородцы в 1301 г. разрушили Ландскрону, а в
следующем году вместе с К. делали набег на Норвегию. В 1323 г., по Нотеборгскому
миру, русские уступили большую часть Корелии Швеции. Сами К. нередко помогали
шведам против русских; причиной тому надо считать дурное управление, о чем
имеются свидетельства в истории. Так, при вел. кн. Михаиле Ярославиче
Тверском, который был и новгородским князем, корельским наместником был
тверской боярин Борис Константинович, правивший краем крайне произвольно. В
1350 г. упсальский епископ Гемминг обратил многих корел в католицизм.
Несколько веков подряд Карелия переходила от шведов к русским и обратно, а
сами жители ее помогали то тем, то другим, смотря по обстоятельствам.
Переселение Корелы в глубь России началось еще при Иоанне
Грозном. Смутное время и разразившаяся в XVII в. моровая язва сильно
опустошили Тверской край; число жителей его значительно уменьшилось. Около
того же времени, по столбовскому миру (1617 г.), часть Карелии отошла к
Швеции. Жители отошедшей территории были связаны с русскими отчасти верой,
отчасти различными экономическими условиями, вследствие чего эмиграция К. в
пределы России усилилась. Чтобы несколько пополнить ряды сильно
поубавившегося населения, московское правительство, обещаниями хороших
земельных наделов и разного рода льгот, привлекло часть этих эмигрантов в
Тверской край. Переселение К. в пределы нынешних Тверской и Ярославской губ. шло
медленно и продолжалось до 1678 г. Правительство приписало всех переселенцев-корел
к "приказу большого дворца"; но впоследствии многие из них попали в
крепостную зависимость к частным лицам и вельможам. Каким образом это
произошло — можно догадываться по челобитной переселенцев от 1697 г., в
которой сказано, что "помещики и вотчинники корелян, которые за ними
живут, как они ездят по торгам, поймав их у себя в поместьях в корельских
своих деревнях, бьют и мучат и в подпольях держат, недели по две и по три, и
морят голодной смертью". Помещики, в свое оправдание, ссылались на то,
что в прежние времена на жалованные земли им велено было принимать выходцев
"из-за рубежа корелян", и что в 1646—1678 гг. К. были записываемы
за ними в переписных книгах. В 1698 г. правительство укрепило за помещиками
ту часть корел, которые числились за ними по переписным книгам 1678 г.,
большинство же приписало к дворцовому ведомству. Последние переселения К. в
русские губернии совершились вскоре после ништадтского мира (1721 г.), когда
вся Карелия была присоединена к России. В настоящее время главная масса К.
заселяет вост. часть Финляндии, а именно: собственно Карелию, Саволаксу и сев.-вост.
часть Эстерботнии, т. е. губернии Выборгскую, С.-Михельскую, Куопиоскую и
отчасти Улеоборгскую. Финляндские К. в культурном отношении слились с
остальными финнами, живущими в стране (тавастами), и отличаются от последних
лишь своим говором и более живым темпераментом. Карелия — родина финских
сказок. Говор К. мягче западно-финского, богат двугласными, а к языку К.
ладожского прибрежья примешано много русских слов. Жители собственно Карелии
беднее остальных финляндцев; бобылей (безземельных) среди них много и в
некоторых местах до 37%. Эта экономическая отсталость корел объясняется
прошлым края, который, как арена борьбы между русскими и шведами, часто
подвергался разорению и большему произволу в управлении. Определить число К.,
живущих в пределах Финляндии, трудно, так как при переписях их не выделяют в
особую группу; приблизительно оно составляет до 900 тыс. душ. Финляндские К.
в массе своей принадлежат к лютеранской церкви; православных среди них около
40 тыс. Письменность финляндских К. — финская; все они грамотны. Кроме
Финляндии К. живут еще в следующих губерниях: 1) в С.-Петербургской, а именно
в уездах С.-Петербургском и Шлиссельбургском, на границе с Финляндией; по
Кеппену, в 1848 г. их было 3660 душ, так что, принимая во внимание
естественный pост населения, в настоящее время их 5—6 тыс. При подворном описании
С.-Петербургской губ. (в 1881—85 г.) К. не отделяли от родственных с ними
племен эвремейсет и савакот, которых в двух упомянутых уездах считается до 29
тыс. Петербургские К. все лютеране. Многие ученые причисляют к К. и племя
"ижору", которой в С.-Петербургской губ. насчитывается до 20 тыс.
2) В Олонецкой губ. К. насчитывается до 40 тыс. Они занимают весь С и СЗ Повенецкого,
большую часть Олонецкого и сев.-вост. часть Петрозаводского уездов. Следы К.
встречаются повсюду в губ. 3) В Архангельской губ. К. живут исключительно в Кемском
у., в котором они составляют большую часть населения — около 20 тыс. Олонецкие
и кемские К., аборигены края, до настоящего времени сохранили свой язык,
обычаи, массу преданий и сказок. Письменности у них нет; вера — православная.
Называют себя сев. К. "ливгиляйне", что означает быстроговорящий, в
отличие от родственных с ними финляндцев, говорящих протяжнее. 4) В Новгородской
губ. К. около 40 тыс. и живут они в уу. Кирилловском, Череповском, Устюженском,
Тихвинском, Боровичском, Крестецком, Валдайском и Демянском. 5) В Тверской
губ., после Финляндии, всего больше К., а именно: в Бежецком у. (по данным
губ. стат. ком. 1879 г.) 41607, в Вышне-Волоцком у. (по данным подворн. описи
1886 г.) 31660, в Весьегонском у. (по данным губ. стат. ком. 1879 г.) 21455,
в Новоторжском у. (по данным подворн. описи 1884 г.) 16193, в Кашинском у. (по
данным губ. стат. ком. 1879 г.) 1195, в Осташковском у. (по данным губ. стат.
ком. 1879 г.) 639, в Зубцовском у. (по данным подворн. описи 1888 г.) 1664,
всего 114413 душ. Кроме того, обрусевшие К. встречаются в уу. Бежецком, Новоторжском,
Зубцовском, Корчевском и Тверском. Тверские К., равно как и близкие к ним до
происхождению и по времени переселения новгородские, несмотря на 200-летнее
пребывание в России, мало ассимилировались с коренными жителями края и до
настоящего времени сохранили свой родной язык, отчасти и свои обычаи.
Произошло это, вероятно, оттого, что главная масса их живет широкой, почти
сплошной полосой, пересекающей обе губернии с С на Ю, приблизительно
параллельно линии Николаевской ж. д., главным образом на В от последней. В
более глухих местностях этой полосы лет 20 тому назад можно было встретить
целые селения, в которых никто не понимал по-русски. В некоторых селах
лесистых местностей Бежецкого и Вышне-Волоцкого уездов корельская речь была
разговорная даже в русских семьях местного православного духовенства.
Основное занятие К. — земледелие, а в лесистых местностях, кроме того, гонка
дегтя, смолокурение, жжение угля, выгонка канифоли и др. Живут они большей
частью мелкими поселками. Если их не стесняют правилами строительного устава,
они ставят свои избы лицом непременно на полдень и притом каждую усадьбу
особняком, не соблюдая правильности улицы. К. живут опрятнее русских, что
было замечено еще автором "генерального соображения по Тверской
губ.", относящегося к 1783 г. По характеру своему К. резко отличаются от
русских: они скрытны, мстительны и в семейных своих отношениях крайне
деспотичны. Это препятствует слиянию их с русскими, так что не редкость
встретить селения со смешанным населением, в которых обе народности живут бок
о бок, не вступая между собой в родство. Тверские и новгородские К. —
православные, но раскол (особенно беспоповщина) среди них развит сильно.
Письменности К. не имеют; переведенное на их язык евангелие отпечатано
русским алфавитом. Язык твер. и новг. К. — финский, с сильной примесью слов
русского происхождения. В последние 20—30 лет, с развитием земских школ и
усилением отхода на сторону, русский язык начал быстро проникать в среду К.,
и в настоящее время редко можно встретить взрослого К. (исключая стариков и
женщин), который, хотя бы плохо, не говорил бы по-русски. Сближению К. с
русскими немало способствовали и железные дороги Николаевская и Рыб.-Бологовская,
прорезавшая корельщину. Благодаря жел. дорогам, здесь развилась торговля,
из-за которой многие К. в настоящее время бросают свои исконные занятия —
земледелие и лесные промыслы. Общее число К., не утративших еще своей
национальности, достигает до 220 тыс. (не считая Финляндии). Остатки этой
народности встречаются еще: 1) в Гжатском у., Смоленской губ., на границе с
Тверской; 2) в Медынском у., Калужской губ., куда К. были переселены из Гжатского
у. (в 1859 г. их насчитывалось здесь 1396 д.); 3) в Ярославской губ., куда
много К. переселилось в XVII в. одновременно с тверскими. В Моложском у. по
р. Сити они известны под названием "сицкарей". 4) Во Владимирской
губ., в г. Переяславле, в Рыбацкой слободе, сохранилось еще до 300 д. К.,
предки которых были переселены сюда Петром I. Есть с. Корельское в Переяславском
у. и Корельская слобода — в Суздальском; в Тамбовской губ. — с. Корелы в
Моршанском у., из которого, согласно актам, К. были выселены в 1734 г. в
Козловский у. В Вологодском у., на границе с Кирилловским у. (Новг. губ.),
есть три селения, жители которых по происхождению Корелы.
Литература: "Финляндия в XIX стол." (Гельс.,
1894); Л. Н. Майков, "О древней культуре зап. финнов по данным их
яз." (по Альквисту, СПб., 1877); "Сборник материалов для статистики
Твер. губ." (вып. II, 1874 и V, Тв., 1882); В. Покровский, "Ист.-стат.
описание Твер. губ." (т. I, Тв, 1879); "Сборник статист. сведений
по Твер. губ." (тт.: II Новоторжский у., Тв., 1882; Вышне-Волоцкий у., Тв.,
1889 и VII Зубцовский у., М., 1891); "Родное корельское. Кор.-русский
букварь", А. Толмачевской (М., 1887); "Олонецкий сборник" (вып.
III, Петрозав., 1894); "Статист. ежегодник Финляндии" (изд. Центр.
стат. бюро, 1894); "Материалы по статистике народного хоз. в СПб. губ."
(вып. II, Шлиссельбургский у., СПб., 1885 и V, СПб. у., СПб., 1887); В. С. Борзаковский,
"История Тверского княжества" (СПб., 1876); "Живописная
Россия". В "Геогр.-стат. словаре Европ. России" П. П. Семенова
приведены след. источники: Rein. "Specimen de vetere Careliae" (Або,
1825); "История" Карамзина; Погодин, "Ист. сборник",
Верещагин, "Оч. Арх. губ.", 1849; Кеппен, "Водь";
Преображенский, "Хоз. в Тв. губ."; "Воен. стат. Тв.
губ."; Андреев, "Олон. губ."; Дашков, "Олон. губ.";
"Пам. кн. Олон. губ.", 1858; "Сп. нас. мест Архан. губ.";
"Сп. нас. мест Твер. губ."; Castren, "Ethn. Vorlesungen";
его же, "N. Reise", 1853; Schnitzler, "L'emp. des Tsars"; "Ж. Млн. Вн. Дел" кн. 3, 1848, XXIII; "Вестн. Геогр. Общ.",
1856, кн. 4 и 5; "Олон. Губ. Вед.";
Sjörgen, "Gesam. Schriften" (СПб., 1861).
|