Корабельный лес
— До половины нынешнего столетия суда строились
исключительно из дерева. Лес, употреблявшийся для этой цели, должен был
удовлетворять, кроме обыкновенных требований строевого леса (см.), еще и
особенным условиям постройки судов — по форме, прочности, весу и упругости
(последние два условия касаются мачтовых деревьев). Эти условия относятся
главным образом к деревьям, идущим на главные части корпуса судна: набор,
поперечный и продольный, обшивку, палубные настилки и рангоут. Породы
деревьев, служившие для последних целей, следующие: дуб, тик, сосна и
лиственница. Те же деревья употребляются и при постройке железных судов, хотя
в гораздо меньшем количестве. На мелкие поделки и внутреннее устройство судна
идут, как в деревянных, так и в железных судах: ясень, ель, красное дерево,
акация, баккаут и проч.
Дуб. — В кораблестроении употребляется преимущественно
дуб, растущий в западных губерниях и дуб итальянский (адриатический). Как
самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна:
киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д.;
для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся
преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной
кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в
деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в
железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри
судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсы
вокруг мачт при деревянных мачтах; на фундаменты предметов, устанавливаемых
на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных
переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы;
на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний).
Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах),
юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая
же, как и дуба; недостаток его — подвергается червоточине. Дубильной кислоты
в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях
корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы,
наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями,
шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во
всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется
для подкладки за броней.
Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1)
желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости
прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2)
Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и
возвышенных. Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и
железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и
Дуб), внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3)
Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой.
Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и
крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.
Лиственница растет в северной полосе России. Крепость
большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от
гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла
иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных
судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри
судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений,
для стапель-блоков и т. п.
Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется
для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты,
мачты и т. д.
Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное
дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево). Второе более
крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе:
комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и
на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок
употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров.
Акация — растет в южной России и Северной Америке.
Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления
деревянной обшивки.
Ясень — растет в Европе и северной Азии; отличается
гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на
внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы), на
весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.); на каютные и столярные работы.
Остальные породы деревьев при кораблестроении редко употреблялись, особенно
для главных частей судна: На внутреннюю же отделку судов, кроме
поименованных, идут самые разнообразные породы (орех, липа, карельская
береза, птичий глаз [сахарный клен], палисандр и т. д.). Ср. "Мачтовое
искусство" (1861, СПб., гл. VII); Окунев, "Кораблестроение" (1867,
ч. II); Tredgold's, "Elementary principles of carpentry" (1856); Ляслет,
"Лес и строевое дерево". (перевод с англ., СПб. 1878).
|