Кельнский собор
— величественнейший и громаднейший из памятников
готического зодчества в Германии. Он был заложен при архиепископе Конраде фон
Гохстедене, в 1248 г., по плану "каменных дел мастера" Гергарда фон
Риле, на месте существовавшего с IX столетия и сгоревшего в упомянутом году
старого собора во имя св. ап. Петра. Постройка началась с хоровой части, но
подвигалась вперед очень медленно, так что эта часть получила нынешний свой
вид и была освящена только в 1322 г. После этого прежний, продольный корпус
был снесен, и приступлено в 1347 г. к возведению нового, а также двух башен по
краям зап. фасада, причем первоначальный план храма подвергся некоторому
изменению, как о том можно заключить из того, что сравнительно небольшая
длина продольного корпуса не соответствует обширным размерам хора и
трансепта, а нижние ярусы башен наполовину закрывают крайние западные окна
продольного корпуса. Лишь в 1437 г. южная башня поднялась от земли настолько,
что можно было повесить на ней колокола. С тех пор ее дальнейшая кладка была
совершенно оставлена, и на верхней платформе этой башни в течение четырех
веков (до 1868) торчал огромный журавль, служивший для поднимания на нее
строительных материалов — печальный признак города, видимый издали
подъезжавшими к нему. В XVI стол. продольный корпус был отстроен, по крайней
мере до такой степени, что в окна его северного нефа вставили знаменитые
расписные стекла. Затем всякие работы по собору прекратились, и неоконченное
здание стояло многие годы в виде мрачных, запущенных развалин, которые в 1794
г., во время занятия Кельна французами, были даже обращены в склад сена.
Когда в начале текущего столетия пробудилось у немцев национальное сознание и
вследствие того усилилось уважение к отечественной старине, заброшенное
исполинское сооружение наконец обратило на себя внимание просвещенных людей и
явилась мысль о его довершении, на которую в особенности навели бр. Буассери.
Мысль эта сначала казалась чересчур смелой, неосуществимой. Представлялось неотложным
по крайней мере предохранить собор от окончательного разрушения и исправить
уже существовавшие его части. Король прусский Фридрих-Вильгельм III в 1821 г.
ассигновал на эту реставрацию особые денежные средства и возложил ее
производство на архитектора Алерта, по смерти которого в 1833 г. заведование
ею перешло к Эрнсту Цвирнеру. Этот последний по восшествии на прусский
престол короля Фридриха-Вильгельма IV (в 1840 г.) сумел заинтересовать
последнего проектом полной достройки собора и склонил его взять под свое покровительство
основанное в 1842 г. общество содействия этому предприятию. Торжественная
закладка достройки происходила 4 сентября 1842 г. С тех пор работы пошли
столь быстро, что в 1848 г., при праздновании 600-летней годовщины основания
собора, можно было освятить его южный боковой неф. На место умершего в 1861
г. Цвирнера строителем был назначен Рихард Фойгтель. Через два года он
окончил отделку внутренности храма и предоставил его богослужению, после чего
дальнейшие работы обратились исключительно на пластические украшения
внешности здания, в особенности его роскошного южного портала, и на отделку
двух колоссальных башен с их порталами. Они приняли вид, согласный со старыми
оригинальными чертежами, найденными в 1814 г. Моллером в Дармштадте, и,
будучи увенчаны крестоцветными флеронами, достигли каждая до 156 м вышины.
Довершение многовековой постройки праздновалось 15 октября 1880 г. — По
своему расположению Кёльнский собор имеет значительное сродство с
французскими готическими храмами и больше всего походит на Амьенский собор,
хотя несколько проще его. Он представляет в плане латинский крест с
округленным верхом.
Продольный корпус, состоящий из пяти нефов, пересекается трехнефным
трансептом, сильно выступающим своими концами из общего плана, и по переходе
за трансепт образует своим средним нефом продолговатый хор, между тем как
боковые нефы закругляются позади хора и образуют круговой обход с венцом семи
капелл. Длина всего здания снаружи — 135,6 м; ширина — 61 м, а в трансепте —
86,25 м. Площадь, занимаемая внутренностью собора, равняется 6166 кв. м, так
что в отношении ее величины К. собор уступает только соборам св. Софии в
Константинополе, св. Павла в Лондоне, Миланскому и св. Петра в Риме. Во всем
расположении собора видна большая ритмичность, а в его конструктивной системе
строгая последовательность. Вышина здания от земли до начала крыши — 46 м, а
до ее гребня — 61,5 м. Над тем местом, где продольный корпус перекрещивается
с трансептом (над так назыв. Vierung), высится центральная башня с сквозной остропирамидальной
вершиной, поднимающеюся на 109,8 м от земли. Две другие башни (колокольни),
также остроконечные и пирамидальной формы, стоящие по краям западного фасада,
тянутся вверх словно исполинские окаменелые хвойные деревья, ростом в 156 м
каждое. Это — самые высокие церковные башни в целой Европе. Колоссальная
масса здания убрана снаружи множеством опорных пилястр, аркбутанов, фиалов,
башенок, вимпергов, горгулий, галерей, сквозных решеток и пр. При входе чрез
западный главный портал, богато украшенный скульптурной работой, но, к
сожалению, слишком узкий, внутренность собора благодаря простоте сводов
продольного корпуса производит впечатление величественности, которое тем
более усиливается, чем ближе подходишь к высокому, стремящемуся к небесам
хоровому пространству и видишь идущий вокруг храма пояс красивого трифория и
верхних окон.
Кельнский собор
Как все большие и маленькие стрельчатые дуги потолочных
сводов, арки между столбами и оконные пролеты построены по схеме
равностороннего треугольника, так точно и отношения размеров в прочих частях
сооружения подчинены этой форме, вследствие чего повсюду видна удивительная
ритмичность и гармоничность конструктивного целого. Из множества всякого рода
художественных достопримечательностей, находящихся в соборе, особенно
любопытны: скульптурно орнаментованная рака трех волхвов в средней из семи
капелл кругового обхода позади хора — драгоценное произведение романского
золотых дел мастерства, исполненное в 1190-1200 гг.; гробница архиепископа
Филиппа ф. Гейнсберга (XIV ст.); статуи Христа, Богородицы и 12-ти апостолов
на четырнадцати столбах, окружающих хор (сред. XIV ст.), великолепный образ
работы Вильгельма Кельнского над алтарем св. Клары (сцены земной жизни
Спасителя), знаменитый складень Стефана Лохнера в капелле св. Агнесы (в
середине — "Поклонение волхвов", на створках — "св. Гереон"
и "св. Урсула") и стенная картина Овербека "Взятие Богородицы
на небо" в восточном конце крайнего южного нефа. Расписные стекла,
вставленные в громадные окна, пропускают в собор мягкий, волшебный свет,
играющий на его столах и стенах разными оттенками, меняющимися с часами дня.
Эти стекла принадлежат разному времени: находящиеся в окнах хора изготовлены
приблизительно в 1320 г.; стекла северного бокового нефа относятся к началу
XVI ст.; в южном боковом нефе они новейшей работы и исполнены I. Фишером и Гелльвегером
по рисункам Г. Гесса; в северном и южных концах трансепта они происходят по
большей части из старинных церквей; наконец, огромное среднее окно в южном
портале — произведение любекского мастера Мильда, принесенное собору в дар
германским имп. Фридрихом в 1878 г. Крайне любопытны также скульптурные
украшения, обильно рассеянные на трех порталах западного фасада и на особенно
роскошном портале южного. Соборная ризница заключает в себе массу предметов
церковной утвари, дорогих по материалу или важных в
художественно-историческом отношении, каковы средневековые золотые и
серебряные сосуды, мостранцы, реликварии и т. п. Ср. S. Boisserée,
"Ansichten, Risse und einzelne Theile des Doms zu Köln"
(Штутгарт, 1822-31; новое изд., в несколько меньшем формате, 1842); Bock,
"Der Kunst— und Reliquiensschatz des Köln. Doms" (Кельн,
1870); "Vollständige Geschichte und Beschreibung des Köln. Doms"
(Кельн, 1874); Schmitz, "Der Dom zu Köln, seine Konstruction und Austattung"
(Кельн, 1877); Weithase, "Der Dom zu Köln" (Франкфурт-на-Майне,
1884); сверх того, монографии Пфейльшмидта, де Ноэля, Кифера, Финцера и др.
|