Кахетия
— страна по верхним течениям притоков Куры-Иоры и Алазани,
входившая некогда в состав Грузинского царства или пользовавшаяся
самостоятельностью под именем царства Кахетинского. В настоящее время под
именем Кахетия обыкновенно подразумевают весь Телавский у., северную часть Сигнахского
у., а также прилегающую к Телавскому окраину Тионетского у. Тифлисской губ.
Плодородная почва, мягкий климат, обилие воды, обширные леса, разнообразная и
роскошная природа, приветливое и патриархальное население (грузины).
Главнейшее занятие жителей — виноделие. Кахетинские вина пользуются
всероссийской известностью. Ежегодно получается в К. до 21/2 млн. вед. вина
ценностью до 5-6 млн. рублей; вывозится не более 25-30%, остальное
потребляется на месте.
Как особое царство Кахетия в грузинских летописях
упоминается уже с IV-V вв., со времени водворения здесь христианства. У
арабских писателей с VII в. также известна эта страна. Правители Кахетии были
известны под разными наименованиями — корикозов, мтавари и др. Квирике III (†
1029 г.), прозванный великим, провозгласил себя царем (мепе) К. и Эретии. Из
IX ст. дошло до нас житье св. Илариона, уроженца К., в списке 1074 г. Из
этого документа видно, что в то время христианство процветало в К.; здесь
были мужские и женские монастыри, богато снабженные книгами, были епископы и
прочее духовенство, которое поддерживало религиозные сношения с Сирией,
Палестиной, Константинополем и даже Римом. В 1105 г. грузинский царь Давид Возобновитель
взял в плен Агсартана II и присоединил К. к остальной Грузии. С этих пор до
1468 г. К. входила в состав объединенной Грузии, управляемой царями из
династии Багратидов, так что в течение 363 лет история К. сливается с общегрузинской
историей. Во второй половине XV века Грузия распалась на три царства и пять
княжеств: Мингрельское, Гурийское, Сванетское, Абхазское и Самцхе-Саатабагское
(см. Грузия). Западная Грузия, т. е. царство Имеретинское и княжества,
находилась под политическим влиянием Порты Оттоманской, а Восточная Грузия,
т. е. царства Карталинское и Кахетинское, — под таким же влиянием Персии.
Дробление Грузии на несколько частей усердно поддерживалось Турцией и Персией
как одно из средств к ослаблению страны. Другим средством была пропаганда
ислама, между прочим — в Восточной К. Дань, платимая в эпоху политической
зависимости Турции и Персии, была ничтожна, но обязательна была выдача
известного числа детей обоего пола, которых посылали время от времени в
Тегеран и Стамбул в качестве заложников; девушки выходили там замуж за шахов,
султанов и их приближенных, а мальчики, воспитанные в духе мусульманства,
обыкновенно возвращались в Грузию для занятия высших должностей. Во всем
остальном грузинские царства оставались неприкосновенными и самостоятельными.
И номинальным верховенством мусульманских держав тяготилась, однако,
христианская Грузия, и нередко ей удавалось совершенно освободиться от
влияния этих держав. Внешняя история К. с 1468 по 1762 г., как и других
частей Грузии, прошла в борьбе с Персией, Турцией и кавказскими горцами и в
дружественных сношениях с Россией. Мусульманские державы и их
союзники-единоверцы — кавказские горцы, ничего хорошего не ожидая для себя от
сближения Грузии с Россиею, всячески старались расстроить его. Между тем
Московское государство, особенно после покорения Казанского и Астраханского
царств (1552-1556 гг.), вполне сознательно старалось распространить свое
торговое и военно-политическое влияние на юг, через Кавказ, на Персию. Для
этого ему нужна была твердая опора в лице христианского царства. Такою
представлялась Грузия. В "крестоцеловальной записи", заключенной
между кахетинским царем Александром и (1527-1603 г.) и московским цар.
Феодором Иоанновичем (около 1586 г.), последний дает Александру обещание
"оберегать его от всех недругов его". Это обещание возобновлялось
дословно и при последующих царях. Взамен "поминок", посылаемых
кахетинскими царями, русские послы привозили им от московских царей не менее
ценные подарки; вместе с тем они уговаривали кахетинских царей склонить к
союзу с Россией и других грузинских царей и владетельных князей. Условием
союза являлся только нейтралитет на случай войны Персии, Турции или кавк.
горцев с Россией. Военной помощи от Кахетинцев не требовалось ввиду
отдаленности русской границы от К., высоких и неудобопроходимых Кавказских
гор, враждебных и воинственных народов, населявших пространство в несколько
сот верст между К. и Россией, а также вследствие опасности со стороны Персии
и Турции, всегда готовых занять К. в случае отсутствия в ней местных войск.
Столь же неизбежны были отказы России в вооруженной помощи царям К. (напр. Теймуразу
в 1658 г.). Время царствования в Персии могущественных шахов Аббаса I, Сефи и
Аббаса II (с конца XVI в. по 70-е гг. XVII в.) было особенно тяжелым временем
для К. и Карталинии. В это время шахи стали особенно подозрительно относиться
к сношениям Грузии с Россией. Шах Аббас I с большим недоверием смотрел на
кахетинского царя Теймураза I. Мать царя, отказавшуюся принять мусульманство,
Аббас I замучил, двух его сыновей изувечил, дочь его взял в жены против воли
отца. В борьбе с шахом Аббасом II погиб третий сын Теймураза и взята была в
плен вторая его дочь. В начале XVII в. (1615-1616 г.) шах Аббас I с
несметными полчищами два раза проникал в Грузию, опустошил ее, ограбил церкви
и забрал значительную часть жителей Кахетии, вместо которых переселил в
Грузию до 15 тыс. дворов адербейджанских татар. Не только христианские, но и
мусульманские историки насчитывают избитых на месте во время этого нашествия
от 60-70 тыс. душ, а забранных в плен — более 100 тыс. душ. Русские послы,
бывшие тогда в Персии, тщетно уговаривали шаха не разорять Грузию и не
притеснять христиан, если он дорожит дружбой русского государя, покровителя
христиан. Аббас уверял их в дружбе к России и посылал в Москву награбленные христианские
святыни, но относительно Грузии продолжал свою суровую расправу. Грузины
защищались отчаянно: Теймураз говорил русским послам, что его подданные
избили до 47 тыс. персиян. Несмотря, однако, на тяжкие испытания, выпавшие на
долю Кахетии, храброе, даровитое и трудолюбивое население этого царства не
унывало, поддерживало и охраняло христианство и религиозные памятники;
духовенство деятельно защищало чистоту веры и церкви, учреждало школы при
церквах и монастырях; ковры, ткани и шелк и вино местного производства были
известны и вне пределов Грузии. В главных городах К., Греми и Телаве,
существовали высшие богословские школы (семинарии), с довольно обширной
учебной программой. В числе грузинских поэтов и писателей занимают почетное
место кахетинские цари Теймураз I и Арчил († 1712). При Ираклии II К. вновь
соединилась с Грузией и Карталинией (см. Грузия) и вместе с ними в 1801 г.
перешла под власть России. Литература, кроме приведенной в ст. Грузия: "Переп.
на иностранных языках грузинских царей с российскими государями от 1639 г. по
1770" (изд. Акд. наук под ред. Броссе, СПб., 1861); "Сношения
России с Кавказом с 1578 по 1613 г." С. Белокурова (Москва, 1889);
"Сношения России с Кавказом в XVI-XVIII стол." (речь проф. Цагарели,
читанная на годичном акте СПб. унив. 8 февраля 1891); "Грамоты и другие
исторические документы XVIII в., относящиеся к Грузии" (СПб., 1891 г.,
т. I, с картою Закавказья 1771 г.; изд. под редакцией проф. Цагарели).
|