Кафиры
(от араб. "Kafir" — неверные, т. е. язычники) —
такое прозвище было дано арабами темнокожим племенам Южной Африки (отсюда
название "кафры"); то же наименование было распространено
магометанами Индии на горные языческие племена Гиндукуша и было также усвоено
европейцами в форме "Кафиры". Труднодоступность страны, в которой
живут К., — Кафиристана (см.) — дала К. возможность отстоять свою
независимость, а ее изрезанность и обособленность отдельных долин повела к
распадению населения на ряд племен, разнящихся между собою и языком, и
обычаями и нередко враждующих одно со другим. Внутрь Кафиристана долго не
проникал ни один европеец; полк. Таннер и Мак-Нейр могли посетить (в 70-80-х
гг.) только окраины этой страны, собрав путем расспроса лишь некоторые о ней
сведения. Лишь в самые последние годы английский офицер Робертсон, занимаясь
топографическими съемками на сев. окраине Индии, успел проникнуть из долины Кунара
в долины его притоков — Вашгуля, Прессуна, и ознакомиться ближе, не без
значительных опасностей, по крайней мере с восточною частью Кафиристана.
Опасности здесь на каждом шагу представляются как природой, так и населением.
Сообщения происходят по берегам рек или по ложу горных потоков, по узким
карнизам скал, по мостам, часто из одного перекинутого через реку ствола, и
т. д. Природа вообще дикая, местами — мрачно-романтическая. В нижних частях
долин изобилуют плодовые деревья, дикий виноград, гранаты, встречаются
роскошные каштановые деревья, маслина, вечнозеленые дубы. Выше, на уровне 5-9
тыс. фт., растут густые сосновые и кедровые леса, сменяющиеся еще выше ивами,
березою, можжевельником, которые на высоте 13000 ф. уступают место траве и
мхам, и, наконец, — голым скалам и снегу. Зимою в верхних долинах снег лежит
по нескольку месяцев, и тогда многие горные перевалы совершенно недоступны.
Население Кафиристана по типу родственно соседним магометанским народностям
Сев. Индии и Вост. Афганистана. Кафиры крепко сложены, статны, сухощавы,
сильны и выносливы; средний рост их 5,5-5,6 фт., самый высокий — не выше 6,1 фт.;
женщины сравнительно низкого роста. Цвет кожи смуглый, но это зависит более
от загара и грязи, хотя вообще К. несколько смуглее европейцев; цвет волос и
глаз обыкновенно черный, изредка встречаются и белокурые. Черты лица большею
частью правильные, арийские; нос красивый, прямой, тонкий, хотя попадаются и
орлиные носы, а среди низшего класса, рабов — и плосковатые, приплюснутые.
Среди более состоятельных родов встречаются особи с тонкими интеллигентными аристократическими
чертами, но нередко также и разбойничьи физиономии с ястребиными глазами,
заросшим волосами лбом и т. д. Женщины, иногда красивые в ранней юности,
обыкновенно скоро дурнеют и стареются вследствие утомительной работы на
полях, на открытом воздухе. По языку К. распадаются на три ветви: 1) Сиа-поши
(Siahposh), т. е. "чернокафтанники", от темного цвета одежды, ими
носимой; 2) Прессуны (или Вироны, как их назыв. магометане), сидящие в центре
страны, во внутренних ее долинах и 3) Вай (Wai), на Ю.В. Башгульские К.
говорили Робертсону что, посещая в юности поселения вай, они могут легко
научиться их языку, но в зрелых летах это уже трудно; языку же прессунов
научиться совершенно невозможно. Робертсон подтверждает, что он не мог
уловить ни одного слова из языка прессунов и что вообще эта ветвь во многом
отличается от других Кафиров и, может быть, составляет потомков древнейших
аборигенов страны. Каждое племя подразделяется еще на кланы или роды;
значение отдельного лица обусловливается как многочисленностью клана, к
которому оно принадлежит, так и собственным положением. Дела племени решаются
советом всех старшин — представителей родов (джест), но в обыкновенное время
всем руководят 4-5 старшин, выдающихся по своей опытности или храбрости, а
также и по своей состоятельности: богатство у К. пользуется особым почетом, и
с его влиянием может иногда бороться только ораторское искусство. Чтобы
сделаться старшиной, нужно пройти ряд церемоний, устроить одиннадцать пиров
для всего племени и десять — для своих коллег-старшин. Старшины одни могут
носить платье ярких цветов на религиозных плясках, пестрый тюрбан, одни могут
сидеть вне дома на стульях о 4 ножках. Для второстепенных дел имеется еще
выборная коллегия из 13 лиц, сменяемых ежегодно; старший из них пользуется
почетом, прочие 12 — только исполнители его приказаний и выбираются даже из
рабов. Они следят за порядком, за распределением воды по полям, за тем, чтобы
виноград и орехи не срывались раньше положенного срока; они обязаны зажигать
огонь каждую пятницу вечером в доме для религиозных плясок, обязаны угощать
гостей из другого племени (на что собирают контрибуцию у односельчан) и т. д.
Костюм К. разнится по племенам; cиa-поши носят тулуп из черных козьих шкур,
перетягивая его ременным поясом, за которым всегда торчит кинжал; в восточных
долинах обыкновенная одежда летом — рубашка и шаровары из бумажной ткани и
род шерстяной туники, которую носят и женщины, перевязывая ее красным шнурком
с кистями, тогда как мужчины только накидывают ее на плечи. Женщины сиа-пошей
отличаются еще головным убором — 4-угольной бумажной шапочкой на затылке, а в
более торжественных случаях — шапкой с двумя рогами и медными привесками
вроде наперстков. Женщины у К.-вай носят большие тюрбаны, украшенные
раковинами-каури. Прессуны одеваются в толстые, серые шерстяные плащи вроде
одеял, вай — предпочитают бумажные и более ярких цветов. К именам часто
прибавляется имя отца и даже деда или отца и матери. К. вообще отличаются
жадностью, завистью, вспыльчивостью, развитием племенной вражды, основанной
на политических мотивах, а не на религиозных: они вовсе не высказывают
нетерпимости к своим соплеменникам, перешедшим в магометанство. Умственное
развитие Кафиров довольно значительно; они очень сметливы и понятливы.
Несмотря на все дурные черты их характера, с ними, по мнению Робертсона,
легче ладить, чем с их соседями магометанами. У них есть сознание чести,
верность слову, своего рода рыцарство; хладнокровие, смелость, доверие,
прямота, ласка действуют на них благоприятно; они способны привязываться к
иностранцу и относиться к нему с уважением. Робертсон был свидетелем многих
споров и драк из-за него; на него пробовали влиять угрозами, отнимали даже
оружие, но ему удавалось хладнокровием улаживать недоразумения, и в конце
концов у него ничего не отняли и не украли. Религия К. — идолопоклонство.
Главный бог-создатель наз. Имра; за ним следует ряд богов и богинь, из
которых самый популярный — бог войны, Гиш. Каждому богу и богине посвящены
особые животные. Служение богам выражается также в плясках под удары
барабана, иногда с аккомпанементом дудки. К. верят также в злых духов (главный
— Юш). Родиной человечества признается Кашмир, где последовало и смешение
языков. После смерти душа человека превращается в тень; злые души
низвергаются в ад, помещающийся под землею. Есть, кажется, и следы культа
предков, хотя К. часто и отрицают его. Жертвы богам приносятся жрецом (utah),
которому помогает "дебилала", поющий гимны; есть еще третья
личность, "пшут", играющая роль вроде шамана. К. не хоронят своих
мертвых в земле и не жгут их, а кладут в большие ящики на холмах, общие или
отдельные, смотря по достатку; обыкновенно ящики эти деревянные, и когда они
от времени разваливаются, то на выпавшие кости не обращается особого
внимания. Похоронные церемонии разнообразны, смотря по племени, полу,
значению умершего и т. д. Дома Кафиров обыкновенно сложены в нижней своей
части из камня, а верх имеют деревянный, в 1-2 этажа. Оружием Кафирам служат
еще лук и стрелы, но встречаются и ружья. Брак совершается без особых
церемоний; за невесту вносится калым в 6-12 и более коров; состоятельные
имеют от 2 до 5 жен. Кроме скотоводства, К. занимаются земледелием, сеют
особенно пшеницу, а отчасти также ведут меновую торговлю с соседями или
разбойничают. Численность К. неизвестна; прежде полагали ее в 200000, но,
кажется, эта цифра значительно преувеличена.
|