Катон Старший
(M. Porcius Cato), обыкновенно называемый в отличие от Катона,
современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских
писателей Цензором (Censorius, Censor) — представляет собой одну из наиболее
крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.
Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался
разведением свиней (porcus), Катон Старший род. в 234 г до Р. Х. (520 от осн.
Рима) в Тускуле и провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь
сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме
безвозмездным защитником обвиняемых. Уже 17 лет от роду он, сражаясь с
Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран. В 204 г., получив
квестуру, отправился с П. Сципионом, позже прозванным Африканским, в Сицилию,
а в следующем году переправился с ним в Африку, занимаясь прикрытием
транспортных судов при этой переправе. В 199 г. он получил должность эдила, в
198 г. — претора, причем для управления ему досталась провинция Сардиния; в
195 г., несмотря на строгое преследование им в качестве претора ростовщиков,
которые были прогнаны им с о-ва Сардинии, он был избран в консулы вместе с
своим земляком и покровителем Л. Валерием Флакком. Усилия его в качестве
консула помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха.
Получив в проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, он одержал
там немало побед, за что по возвращении в Рим был награжден триумфом. Он
говорил, что завоевал в Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней.
В 191 г. он принял в качестве легата Ман. Ацилия Глабриона участие в войне с
Антиохом и разбил его войско при Фермопилах. Возвратившись в Рим, он стал
принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в
судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению
разными полководцами (Минуцием Фермом, Ман. Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором)
триумфов. В 184 г. он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру. В
этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь
сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что
тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка
всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого
— за шутку во время цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши,
облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая
против нарушения общественных интересов в пользу частных (напр. против
захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления
общественными водопроводами). И впоследствии он был деятельным защитником
всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против
иноземного (особенно греческого) влияния. Когда в 155 г. прибыло в Рим
афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его
на римскую молодежь, Катон всячески старался о том, чтобы скорее спровадить
гостей восвояси. Его борьба против греческой образованности осталась без
результата; но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения которого он упорно
не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение в
сенате: "Ceterum censeo Carthaginem esse delendam"), принесла свои
плоды, хотя самому К. и не было суждено дожить до осуществления своего
желания. Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов:
поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду,
но ни разу не был осужден. Умер в 149 г. В римской литературе он имеет
значение еще большее, чем в госуд. жизни. Он может быть назван основателем
римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в
истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим
писателем в течение всего VI ст. Рима, с началом которого возникла вообще
римская словесность. Красноречие было теснейшим образом связано с
политическою и вообще гражданскою жизнью в Риме и потому существовало в Риме
с древнейших времен государства; но только с К. оно становится искусством,
для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою нелюбовь к
грекам, К. изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую
риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория
ораторского искусства прилагалась к делу, К. обнаружил огромное влияние на
красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов. После него
осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах.
Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор,
изучивший их внимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся все достоинства,
какие требуются от оратора. Если этих речей в классический век красноречия
уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон
сравнивает Катона, как оратора, с греческим оратором Лисией, находя между
ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и
язвительности, какая иногда проявлялась в речах К., Плутарх (Cat., 4)
сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с Демосфеном. В пример
этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия (см.)
отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, К.
говорит: "Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и
цепях, а общественные воры — в золоте и пурпуре". Как образец искусной
постройки речей К. могут быть указаны сохраненные тем же Геллием (см.)
отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели
было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические
соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму
богатым о-вом. Отрывки эти приведены в переводе в "Лекциях по истории
римской литературы" проф. Модестова (стр. 144-145, изд. 1888). Вообще
речи К. до нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей
отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его "Oratorum
Romanorum fragmenta" (Цюрих, 1872, 2-е изд.). Катон положил начало и
римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали
по-гречески. Изданное К. в семи книгах сочинение "Origines"
(Начала) — не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и
необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою
историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало
пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание
древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще
история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота
до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора ее в
собрании материалов. Написана она была К. в старости. Хронологически она
обнимала шесть столетий (до 603 г. от основания Рима), а название свое,
"Начала", получила от того, что в ней две книги (вторая и третья)
были посвящены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере,
объясняет это название Корнелий Непот (Cat., 3). Эти две книги, равно как и
первая, говорившая о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми
ценными для римских историков. От "Начал" до нас также дошли только
отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером в его "Historicorum Romanorum
reliquiae" (Лпц., 1870). Речи и историческое сочинение под заглавием
"Origines" были наиболее видными продуктами литературной
деятельности К.; но, по словам Цицерона (De orat., III, 33), не было ничего,
"чего бы не исследовал и не знал и о чем бы потом не писал К.". Он
составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений,
предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии
находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам,
знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до
нас не сохранилось, как не сохранились и письма К., собрание изречений
знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием (см.) и носившая
заглавие "Carmen de moribus". Дошло до нас — хотя, как все
заставляет думать, далеко не в подлинном виде — лишь сочинение "О
сельском хозяйстве" (De re rustica). В сочинении этом перемешаны без
систематического порядка всевозможные правила, относящиеся к земледелию,
садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причем
сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для
заговоров включительно. Сочинение "De re rustica", называемое
некоторыми "De agricultura", обыкновенно печатается в изданиях
сельскохозяйственных римских писателей ("Scriptores rei rusticae")
и всего лучше издано Кейлем вместе с сочинением Варрона о том же предмете в
1884 г. (Лпц.). На русском языке есть специальное сочинение Зедергольма:
"О жизни и сочинениях Катона Старшего" (М., 1857).
|