Ковчег Завета
также Ковчег Иеговы, Ковчег Божий — ящик, в котором,
согласно Библии, хранились скрижали Моисеевы; сделан был из дерева ситтим
(см.), покрыт был золотом извне и внутри, с золотым венцом и кольцами, через
которые продевались шесты для ношения. Длина его 2½, локтя, а ширина и
высота — 1½ локтя. Такой же меры был на нем покров, из одного золота,
называвшийся очистилищем, украшенный двумя херувимами, которые преклоняли на
него и друг к другу лицо и крылья. Кроме скрижалей Закона в Ковчеге Завета
хранились еще стамна златая с манной и жезл Аарона прозябший. Очистилище было
местом, с которого Бог принимал поклонение и открывал Свою волю. В древнейшие
же времена, как об этом свидетельствуют кн. Царств, евреи имели вполне
материальное представление о присутствии Иеговы на Ковчеге Завета. После
завоевания Земли Обетованной, скиния с Ковчегом Завета поставлена была в Силоме,
но иногда переносилась в др. места, в Массиф, Сихем и Вефиль. При
первосвященнике Илии К. Завета сопровождал войско в поход, был захвачен
филистимлянами и оттуда опять возвращен израильтянам, после чего короткое
время был в Вефасиме, потом в Кириафиариме, в доме Аминдава, и в Номве. Давид
перенес Ковчег Завета в Иерусалим, в новую скинию, на Сионе, но в походах он
по-прежнему сопровождал войско. По окончании строения храма Соломоном, К.
Завета торжественно перенесен был в Святое Святых. Выносился ли он после
этого из храма на время войны — неизвестно. О последующей судьбе К. Завета
нет указаний. Вероятно, он сгорел при разрушении и сожжении храма. По
позднейшему сказанию (II кн. Маккав., 2, 4...), пророк Иеремия скрыл его
вместе со скинией и алтарем кадильным в одной пещере, где он и был открыт при
восстановлении храма. Но, по словам Иосифа Флавия, в новом храме не было Ковчега
Завета: Святое Святых было совершенно пусто.
|