Ковры
(tapis, Teppiche, carpets) — yзopчатые ткани, служащие,
главным образом, для покрытия пола или земли, но применяемые также для
завешиванья стен, для обивки мебели, в виде одеял на ноги, попон и для других
подобных целей; вырабатываются или точно определенных размеров, причем во
весь узор идет один рисунок, или ткутся длинными полосами, которые, в случае
нужды, режутся на части, и уже из этих последних сшивается ковер требуемых
размеров. Между простейшими видами Ковров заслуживают внимания очень
распространенные jaspés и британские. Первый, особенно дешевый,
представляет ткань полотняного переплетения с основой из грубой шерсти,
окрашенной в чанах, в которых уже побывали лучшие ее сорта, и утком, сработанным
из отрепка; jaspés изготовляются в большом количестве на французских
ковровых фабриках, потому что производство их дает возможность использовать
остающиеся шерстяные угары, а равно и остающуюся в чанах краску, уже
непригодную для более высокого товара. У британских Ковров основа состоит из
тонкой сученой (в 2 нити) камвольной пряжи, причем все третьи нити — одного
цвета с фоном рисунка (на правой стороне), положим черным, цвета же
промежуточных определяются окраской фигур (цветов, арабесок и т. п.); для
утка, одноцветного с фоном, т. е. черного, берутся посменно; одна двусученая
льняная нить и 8—24 простых льняных или бумажных. Тканье выполняется при
помощи Жакарда так, что при проходе между нитями основы тонкого сученого утка
последний, в месте расположения фигур, перекрывается черными нитями, а где
должен быть фон — цветными, пропускаемый же вслед за тем ряд простых уточных
нитей перекрывается обратным образом. Легко видеть, что при двойном,
сравнительно с черными, числе цветных нитей в основе и при тонкости
перекрывающего их в местах фигур утка, фигуры эти кажутся чисто цветными, и
черные нити на них можно различить лишь при тщательном осмотре; наоборот, фон
представляется совсем черным, потому что здесь цветная основа перекрывает
только отдельные тонкие (сученые) нити утка, сама же перекрывается целыми
рядами и притом более толстых уточных нитей. Полученную в результате ткань —
с цветными фигурами по черному фону на лицевой стороне и с черными по
цветному на левой — можно считать образованной по правилам полотняного
переплетения, если только каждую пару основных нитей, заключенную между
черными, а равно и каждую группу лежащих друг около друга несученых уточных
нитей рассматривать как одну нить. Более сложными сравнительно с предыдущими
являются так называемые киддерминстерские К. для ног (Kidderminster carpet —
от английского города, бывшего первым местом производства), относящиеся к
особой группе двойных тканей (étoffes matelassées, Doppelgewebe;
double cloths), изготовление которых мы и опишем. Установив в ткацком станке
один под другим два навоя с навитыми на них основами и заставляя каждую
основу соединяться во время тканья со своим особым утком по правилам
полотняного переплетения, можно сработать две отдельные полотняные ткани;
пользуясь же при двух основах одним утком, который бы после каждого удара
батана переходил на кромках из верхней основы в нижнюю или обратно — одну
мешкообразную ткань. Никакого узора при этом не получается, но стоит ввести
небольшие усложнения в заправке станка, дающие возможность соединять, как бы
сшивать в известном порядке, обе ткани по прямым или изогнутым линиям в одну
общую, и будем иметь дело с так называемой двойной тканью с образовавшимися,
благодаря таким швам, замкнутыми фигурами на поверхности; внутри контура
каждой подобной фигуры составляющие ткани остаются разъединенными. Чтобы
сделать узор более заметным, берут верхнюю основу с принадлежащим к ней утком
одного цвета, а нижнюю с ее утком другого и заправляют станок так, что при
работе то тут, то там — сообразно с рисунком, который желают получить —
некоторые соответствующие части обеих основ обмениваются местами, причем
каждая группа основных нитей сопровождается в этом переходе с одной стороны
двойной ткани на другую и своим утком. В пунктах перехода происходит
упомянутое сшивание обеих составляющих тканей, а известная совокупность
подобных пунктов образует контур фигуры. Сработанная по такому приему двойная
ткань представляет и с лица, и с изнанки правильную смену каких-либо фигур
одного цвета на фоне другого цвета, но при полном сходстве обеих сторон ткани
в отношении очертания узора, они различаются между собой вследствие обратной
окраски их фона и фигур, т. е., например, на лицевой стороне получились
красные фигуры на черном фоне, на противоположной имеем черные на красном.
Ткани этого рода нашли наибольшее применение в виде вышеупомянутых Ковров на
ноги; на уток для этих К. идет обыкновенно самая грубая пряжа из кардной
шерсти, а на основу — сученая (в 2 нити) из гребенной шерсти или, при более
дешевых сортах, из хлопчатой бумаги. При заправке обе основы, которые в
данном случае нередко навиваются на один навой с поочередным расположением
составляющих их нитей, пробираются в лицы Жакардова станка таким образом, что
одна половина каждого картона служит для одной основы, другая — для другой.
Узор составляется обыкновенно из изображений листьев, розеток, геометрических
фигур и т. п., которые при помощи Жакарда можно комбинировать в самых
разнообразных сочетаниях. Нетрудно внести еще большее разнообразие в рисунок,
набирая каждую основу полосами из нитей разных цветов и заставляя подобными
же полосами располагаться разноцветные уточные нити (о другом приеме
приготовления двойных тканей — см. Пике).
Шотландский Ковер представляет уже тройную ткань, лицо и
изнанка которой в отношении собственно очертания и расположения фигур
совершенно одинаковы, но получают различный вид вследствие иного размещения
цветов рисунка, т. е. как и у предыдущих Ковров — нет только прямо-обратного
обмена цветов. Для выделки подобного К. берут три разноокрашенные основы и
три таких же цветов утка; при тканье эти последние пропускаются поочередно и
переплетаются каждый с соответствующей ему основой полотняным переплетением; но
так как вместе с тем вся совокупность основных нитей следует, при своем
разделении для образования зева, требованиям вырабатываемого узора, в
результате получается одна общая ткань, как бы сшитая из 3 простых — лицевой,
подкладочной и лежащей в середине (невидимой) с таким же, как первые две,
узором, но со своим размещением цветов. Ввиду большого расхода на материал
эти К. дороже, но зато много прочнее и теплее. Существует еще очень важная
группа бархатных ковров (tapis veloutés, Sammt-, Plüsch-Teppiche).
Наиболее доступные сорта этих последних изготовляются на переборных станках
или с помощью Жакарда подобно узорчатому бархату или плюшу; при этом для
грунтовой основы, как и для утка, берется льняная или пеньковая пряжа, для
ворсовой — сученая (в 2 нити) камвольная, а чтобы ворс гуще покрывал
поверхность ткани, составляющие его нити идут в дело попарно. Если петельки,
образуемые во время тканья ворсовой основой, затем разрезаются, и получается
покрытая волосками поверхность, имеем дело с разрезными бархатными коврами (moquettes
veloutées, tapis de Tournay; geschnittene Sammt-Teppiche; cut-pile carpets,
Wilton carpets); если же петельки — в этом случае более мелкие — оставляются
целыми, получаем как бы гофрированные булавчатые К. (moquettes bouclées,
epinglées; ausgezogene Sammt-Teppiche, Brüsseler-Teppiche; Brussel
carpets). Узор образуется, благодаря применению различных по цвету ворсовых
нитей (парные нити, работающие как одна нить, берутся всегда одинакового
цвета); для достижения наибольшего разнообразия в цветах при условии
незначительных затрат или пользуются для ворсовой основы пряжей, окрашенной
по всей длине в разные цвета, или узор отпечатывается уже на готовом ковре,
сработанном с одноцветной (белой) ворсовой основой. Помимо разрезных и
булавчатых, вырабатываются ковры смешанного типа, поверхность которых местами
покрыта разрезным ворсом, местами же — булавчатые, чем придается особая
рельефность имеющимся на них узорам. Между бархатными коврами особенно дорого
ценятся ковры Савоннери или турецкие (tapis à noeuds, tapis facon de Turquie,
de la Savonnerie; Savonnerie-Teppiche, türkischen Teppiche, Turkey carpets),
потому что требуют крайне кропотливой и искусной работы, справедливо
приравниваемой к вышиванью, канва для которого вырабатывается во время самого
его производства путем полотняного переплетения сученой камвольной основы с
льняным или пеньковым утком. Для изготовления этих ковров пользуются станками
очень простого устройства (métiers à haute lisse; Haute-lisse-Stühle),
которые состоят из пары неподвижно установленных высоких стоек,
поддерживающих: 1) два вращающихся навоя с вертикально между ними натянутой
основой, причем во время тканья вверху помещенный навой служит для подачи
основы, а нижний — для собирания уже готовой ткани, и 2) так называемый ремизковый
валик или скалку, поднимаемый выше или ниже (но, во всяком случае, чтобы ткач
мог достать) для подвешивания длинных снурковых петель, к которым
привязываются нити заднего зева; нити основы разделяются на передние и задние
с помощью цен, а натяжение их обеспечивается сидящими на осях навоев
храповиками. Самая работа производится следующим образом. Взяв одну из целой
коллекции шпулек, заполненных рыхлой камвольной пряжей разных цветов, и
привязав к крайней передней нити основы намотанную на шпульку нить, обвивают
последнюю около положенного поперек основы металлического прута и обводят
затем, затягивая в узел, вокруг названной основной и ей соответствующей в
заднем зеве — в результате около прута образуется петелька. Вторично
подсовывая ворсовую нить под прут и вторично обводя ее таким же образом, как
и прежде, вокруг следующей пары основных нитей, ткач делает вторую петельку и
т. д., пока не обовьет прут подобными петельками по всей ширине ткани (меняя,
конечно, шпульки, где того требует рисунок); при этом передние нити он
вытягивает вперед, просто забирая их на палец, задние же — с помощью
упомянутых ремизных снурков. Для закрепления новообразованного ряда петелек
ткач проводит через основу — тоже от руки — две тонкие, но прочные уточные
нити (следуя полотняному переплетению), затем, двигая прут вправо, разрезает
находящимся на его левом конце ножом петельки одну за другой и наконец плотно
прибивает, посредством костяного или металлического гребня, новые элементы
ткани к ее ранее сработанной части; полученный ворс, а равно и выдающиеся из
него в местах обмена шпулек кончики ворсовых нитей подравниваются ножницами.
См. Гобелены. Следует упомянуть о синелевых коврах (tapis chenille; Chenille-Teppiche),
основа которых — льняная, а для утка берутся посменно нити льняные и
синелевые. Для образования последних изготовляют предварительно ткань с
распределенными по отдельным группам основными нитями (лен или бумага) и
плотно прибиваемым утком разных цветов (камвольная шерсть), причем порядок
цветов определяется узором ковра, разрезают эту ткань по длине между
соседними группами и скручивают винтообразно полоски, получающие, таким
образом, сходство с гусеницей (chenilles). Ясно, что у этих К. обе стороны
покрыты ворсом, который совершенно закрывает льняные нити, служащие лишь для
прочности ткани; рисунок же образуется вследствие переменной по длине окраски
синелевой нити.
Ковры известны были еще в древности и были распространены
особенно на Востоке. Многие города Малой Азии (Сарды, Пергам и Милет)
славились своими коврами. Теперь особенно ценятся персидские Ковры. Восточные
Ковры, производящиеся ручным способом, вытесняются, вследствие своей
дороговизны, европейскими К., выделываемыми механически с конца первой
половины настоящего века. В России оборот всех ковровых фабрик в 1889 г.
равнялся 1100 тыс. руб. Сюда не входят К., выделываемые нашими кустарями.
Ограниченное развитие коврового фабричного производства объясняется небольшим
спросом на дорогие тканные К., заменяемые обыкновенно войлочными набивными К.
или пеньковыми и джутовыми половиками.
|