Книга Мертвых
— наиболее распространенный памятник древнеегипетской
священной литературы. Это ряд не связанных между собой 186 текстов
("глав"), различной длины, начиная от длинных поэтических гимнов и
кончая однострочными магическими формулами, имевшими целью вооружить
путешествующего по загробным мытарствам покойника против чудовищ-демонов.
Текст сопровождается виньетками и рисунками, исполненными в несколько красок.
Особенно интересна 125 глава, содержащая картину загробного суда перед
Осирисом и 42 судьями, Тотом, ведущим протокол, Гором и Анубисом,
взвешивающими сердце. 152 глава содержит изображение дерева жизни. Виньеткой
к первым главам служит важное в культурно-историческом отношении изображение
погребальной процессии. Книга М. издалась не вдруг: древнейшие тексты
относятся к XI династии, когда их еще было немного и они писались на стенах
саркофагов. В эпоху древнего царства подобную же роль играли "тексты
пирамид" (см.), некоторые части которых пережили свою эпоху и даже попали
в Книгу М. (глава 174); сюда принадлежат, особенно, ритуальные тексты,
которые в то время были уже непонятны. Полноты Книга Мёртвых достигла ко
времени XIX династии, но только при XXVI-й был установлен канон, который,
впрочем, только для богатых покойников писался полностью: бедняки
ограничивались наиболее важными местами. Экземпляры книги или обертывались
вместе с погребальными пеленами, или заключались в футляры, имевшие часто
форму статуэток Осириса. Вследствие архаичности языка и непонятности мифологических
намеков, пониманием Книги Мертвых уже древние египтяне не могли похвалиться,
и к 17 главе рано был составлен еще более темный комментарий. Позже,
вследствие ремесленного заготовления экземпляров, понимание еще более
затруднилось массой ошибок. Лучшие экземпляры хранятся в Британском музее
("папирус Ани"), в Лувре, в Берлине; есть Книга Мертвых и в
Императорском Эрмитаже. Первое полное издание сделано в 1842 г. Лепсиусом по
одному очень позднему туринскому папирусу, причем он доказал настоящее
значение Книги М., вопреки мнению французских ученых, считавших ее похоронным
ритуалом. Он же, на лондонском конгрессе 1874 г., подал идею критического
издания, которое исполнил Навилль в 1886 г., положив в основу 77 рукописей
XVIII-XX династий. Новейший перевод Книги М. принадлежит Le-Paye-Renouf'y: "The egyptian Book of the Dead" (Лондон, 1894). Исследование: Maspéro, "Le livre des Morts"
(П., 1887).
|