Кликуши
— так называются женщины, подверженные припадкам и корчам
(происхождения истерического), во время которых они издают неистовые крики. В
старину это объясняли вселением дьявола в больную женщину, а народ поныне
приписывает иногда "порче". Первоначально словами клеектати, клект,
клечьтанне означали действие, свойственное мифическим существам. В
"Слове о полку Игореви" див "кличеть връху, велит послушати
земли незнаеме"; предметы, посвященные русалкам, назывались клечальными;
в Верхотурье то место, где лешачиха по утрам расчесывает волосы, известно под
именем кликуна. В апокрифической "иусусовой" молитве XVII в. под кличаньем
разумеется действие св. Духа, вселившегося в человека; у летописца католические
"капланове клечат". Таким образом клечать значило возвещать (отсюда
выражение кликать многолетие, кликать вечную память), предвещать,
пророчествовать, вещать — действие, которое в языческую эпоху считалось
свойственным светлой вещей деве, деве-хранительнице человека. Но по мере
того, как под влиянием византийских воззрений женщина стала рассматриваться
как олицетворение всякого зла, как "покоище змиино, дьявол увет",
древняя вещая дева вытеснялась в народных воззрениях лихими
бабами-чародейками, ведьмами, и само слово "кликать" получило
другое значение: в XVII веке "страждущие люди от нечистых духов кликаные,
стали кликать в порчах на разных людей". Первое известие о К.,
появившихся в Перми под именем икотниц, относится к 1606 г.; но разрозненные
известия о бесноватых мужчинах и женщинах встречаются с XI в. и особенно
усиливаются в XVI в. В XVII-XVIII вв. распространение кликушества достигает
своего апогея, чему немало способствовало обострение суеверия под влиянием
раскола, выдвинувшего массу кликуш-пророчиц и страдалиц за веру. В
автобиографии протопопа Аввакума имеется описание Кликуши, которая, когда
"нападе на нее бес, учала собакой лаять (пес — образ дьявола), и козой блекотать,
и кукушкой куковать". Поныне К. встречаются среди крестьянок
преимущественно на северо-востоке (природа крайнего Севера располагает, по словам
Кастрена, к нервозности), главным образом среди молодых женщин, редко среди
девиц и очень редко среди старух. Всего чаще кликушество вызывается
несчастной любовью, выдачей насильно замуж, вообще женской недолей.
Обыкновенно припадки случаются с К. в многолюдных собраниях, особенно в
церквях. "Одержимая дьяволом", К. не может переносить запаха
ладана, слышать Евангелия, херувимской. Во время припадка К., по народным
воззрениям, говорит от имени дьявола и его языком; поэтому от нее можно
получить тогда предсказание, разведать о пропажах и т. п. Приписывая свою
болезнь "порче", Кликуша обыкновенно выкликает имя того лица,
которое чародейством напустило на нее болезнь. В XVII в. лица, имена которых
К. выкликивали, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались
пыткам, самих же К. только отчитывали. В XVIII в., наоборот, к
ответственности стали привлекаться К. Петр I видел в кликушестве притворное
беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей. К этой мысли
он, вероятно, приведен был тем, что царевна София пользовалась мнимыми Кликушами
для упрочения своего авторитета. В 1715 г. состоялся указ: "ежели где
явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать"
(т. е. допрашивать под пыткой). Указом 1716 г. и духовным регламентом 1721 г.
на архиереев возложена обязанность разыскивать К. и предавать их гражданскому
суду. В 1729—30 гг. в одной волости обвинены были в икотном деле 232
человека, в том числе замужних женщин 116, вдов 5, малолетних и взрослых
девушек 26, мальчиков и женатых мужчин 84. Указ 1737 г., замечая, что "в
Москве являются по церквям и монастырям К., которым в той притворной шалости
свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются",
подтверждает обязанность архиереев разыскивать К. и за недонесение грозит им
извержением из сана. Те же воззрения на кликушество господствовали и в первой
половине XIX столетия. В 1843 г. появились К. в Подольском уезде Московской
губернии; министерство, считая беснование К. притворством и обманом, предписало
принимать против них полицейские меры, подвергая их негласно легкому
телесному наказанию или непродолжительному содержанию под стражей. Но и
обвинения в порче, выкликавшиеся К., не всегда оставлялись без внимания: в
1815 г. в Поморье один крестьянин за напускание икоты был наказан 65 ударами
кнута. В 1840-х годах журнал "Маяк", а в 1850-х годах —
"Домашняя Беседа" взяли под свою защиту Кликуш, как несчастных,
действительно подвергшихся порче, а с другой стороны, вносили на свои
страницы рассказы о К., знаменующих продолжающееся еще спасение человека.
Уложение о наказаниях 1845 г. постановило: "так называемые К., которые
делают на кого-либо изветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы
посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман заключению в
смирительном доме на время от 6 месяцев до 1 года" (по Своду Законов
1842 г. К. наказывались плетьми). Уложение о наказаниях изд. 1885 г. (ст.
937) воспроизводит это правило, заменяя лишь заключение в смирительном доме
тюремным заключением на время от 4 до 8 месяцев. Сенат (решение кассационного
уголовного департамента 1874 г. № 432) разъяснил, что закон карает только
"злостный обман", т. е. только притворных К., а отнюдь не
действительных, которые, приписывая свои страдания действиям известного лица,
оговаривают его в порче.
Ср. Клементовский, "Кликуши" (М., 1860 г. — из
"Московской Медицинской Газеты"); Прыжов, "Русские Кликуши"
("Вестник Европы", 1868 г., № 10).
|