Кит в народных сказаниях
— Баснословные сказания о Ките проникли с востока к грекам
и таким образом внесены были в апокрифы. В греческом "Физиологе",
где Кит назыв. άσπιδοχελώνη,
о нем приводится то же сказание, что и в сборнике арабских сказок "1001
ночи": "Кит похож на остров; корабельщики пристают к нему и, вбив
колья, привязывают к ним корабли; чудовище не трогается; но как только
разведут на его хребте огонь, он тотчас уходит в глубину, увлекая с собой
обманутых пловцов". Апокрифы, под влиянием общераспространенных на
Востоке сказаний о Земле, покоящейся на каком-нибудь животном, сделали Китов
устоями Земли. По "Беседе трех святителей", Земля плавает поверх
великого моря и основана на трех китах больших и на 30 малых; последние
прикрывают собой 30 оконец морских; "емлют те киты десятую часть
райского благоухания и от того сыты бывают". В сказании Мефодия
Татарского о Ное всемирный потоп объясняется тем, что К., по повелению Бога,
отступили от морских оконец, вследствие чего вода пошла на землю.
"Беседа Иерусалимская" и "Голубиная книга" связывают
движение Кита с кончиной мира. По "Голубиной книге" —
"Кит-рыба всем рыбам мати. На Китах-рыбах земля основана; когда Кит-рыба
поворотится, тогда белый свет наш покончится".
|