Кирилл-философ
— Под этим именем известны: 1) св. Кирилл, первоучитель
славян (см. Кирилл и Мефодий), 2) св. К. катанский (костенский), учитель
сербов XV в. и 3) К. I, митрополит киевский. Одному из первых двух
принадлежит, вероятно, "Слово об исходе души, или О мытарствах",
которое пользовалось особенной распространенностью в древней Руси и оказало
несомненное влияние на духовную народную поэзию. Предмет его — вопрос о
конечной судьбе людей и вселенной. Оно известно в трех редакциях: краткой,
средней и обширной. Последняя, напечатанная в "Чтениях в Московском
обществе истории и древностей российских" (1847 г., №8) и отдельно под
заглавием "К.-философа слово на собор архистратига Михаила",
содержит в себе и "поучение попом", приписываемое митрополиту
киевскому Кириллу II, вследствие чего его считали составителем всего слова.
Автором слова о мытарствах раньше считали также св. Кирилла туровского, равно
как Кирилла, епископа ростовского; Шевырев и Буслаев склонны приписывать
слово о мытарствах св. Авраамию смоленскому. Как на источник слова о
мытарствах, указывают на житие св. Василия Нового, составленное учеником
последнего Григорием Мнихом, а отчасти на слово Палладия Мниха: "О
втором пришествии Христове, о страшном суде и будущей муке", в свою очередь
сложившееся под влиянием слов св. Ефрема Сирина. Г. Барац в сочинении
"Следы иудейских воззрений в древнерусской письменности. Слово К.-философа"
(Одесса, 1894) доказывает, что слово о мытарствах, и по содержанию, и по
складу речи, находится в зависимости не столько от византийских, сколько от
еврейских источников.
|