Кирилл 3
— митрополит киево-владимирский. После разгрома Киева
татарами русские сами избрали для управления церковью одного из своих
соотечественников — холмского епископа К., который в 1250 г. утвержден в сане
митрополита патриархом константинопольским. Вернувшись из Константинополя, Кирилл
не мог найти для себя в Киеве приюта и пристанища. Кафедральный Софийский
собор и митрополичий дом были разорены; десятинный храм лежал в развалинах; печерская
обитель была покинута иноками; во всем городе едва насчитывалось домов с 200.
Подобное же разорение встретил он и в Чернигове, и поехал в Рязань, оттуда в
Галич и, наконец, решил остановиться во Владимире Суздальском, не перенося,
однако, сюда митрополичьей кафедры. Здесь он проживал подолгу, отчего
некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир.
В 1261 г. К. учредил епархию ростовскую, в 1262 г. — сарскую (в Сарае); в
1274 г. составил во Владимире собор, на котором было постановлено 12 правил о
церковных делах и исправлении духовенства. Прожив несколько лет в Киеве,
скончался в 1280 г. в Переяславле. Погребен в кафедральном Софийском соборе
(последний из митрополитов). Н. М. Карамзин отыскал в одной древней Кормчей
под его именем "Правило", предложенное на владимирском соборе 1274
г. Московское общество истории и древностей российских обнародовало находку в
первой части "Русских достопамятностей", а митрополит Евгений (в
"Словаре русских писателей духовного чина") заметил, что
"Правило" издано хотя и по характерному списку XIII в., но не
совсем исправному и полному. При ближайшем знакомстве с древними славянскими
Кормчими и вообще рукописями, благодаря трудам барона Розенкампфа, Строева и
Востокова найдены многие другие списки этого "Правила", и
подлинность его признается ныне всеми. Приписывались К. и другие сочинения,
но не совсем основательно. Преосвященный Макарий, в своей статье: "О
сочинениях Кирилла 3", признает, кроме "Правила",
предположительно принадлежащим перу К. только "Поучение к попам",
помещаемое в некоторых славянских Кормчих непосредственно за
"Правилом"; остальные же сочинения, упоминаемые, например, в
"Обзоре духовной литературы" Филарета, решительно отвергает.
|