Киево-Печерская лавра
— находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком
берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до
Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для
молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь
для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера
опустела. В это время в Киев пришел с Афона монах Антоний, уроженец города Любеча.
Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере
Иллариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе
которых был и Феодосий, из города Курска. Когда число их возросло до 12, они
устроили для себя церковь и кельи.
Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на
соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила
началом "ближних" пещер, названных так в противоположность прежним,
"дальним". С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно,
они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число
приходящих в обитель все увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава
Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего
главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского.
В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в
обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и
другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их
благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования. В 1073 г. была
заложена великая каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г.
Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм
этот, хотя и в значительно измененном виде, существует и поныне. В 1096 г.
обитель сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением
времени пристраивались новые церкви.
Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре
находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых,
хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу
монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой
монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали
по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю
принадлежало еще село Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой
жил во время великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20
епископов, которые все сохраняли большое почтение к родной обители. В 1240
г., во время Батыева нашествия, монастырь был разорен. Монахи
Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались.
Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в
XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь сделалась усыпальницей
многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович
возобновил и украсил великую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил
монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В
1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сел и около
15 селищ и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями,
перевозами, мельницами, медовыми и грошовыми данями и бобровыми гонами. С XV
в. монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В
1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г. было
решено подчинить монастырь, до тех пор зависевший только от
константинопольского патриарха, киевскому униатскому митрополиту. Попытке
исполнить это решение монахи, с архимандритом Никифором Туром во главе,
оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть
монастырем, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также
отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в.,
монастырь получил титул лавры и ставропигию константинопольского патриарха.
С этого времени начинается деятельность лавры в защиту
православия. При архимандрите Елисее Плетенецком и Зах. Копыстенском в
монастыре заведена была типография и началось печатание богослужебных и
полемических книг. Преемник их, Петр Могила, завел здесь училище, которое
впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-могилянской
коллегии. Гетман Самойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепа — каменной
стеной. При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали
нынешнюю Печерскую крепость. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив,
библиотеку и типографию; в 1729 г. церковь была возобновлена.
В состав Киево Печерской лавры теперь входят 6 монастырей:
Главный при великой церкви, Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская
пустынь и Китаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет форму квадрата
(21 сажень длины и 20½ ширины); высота ее в стенах 7 саженей, от пола
до купола с крестом 22 сажени. 7 куполов ее вызолочены.
Древняя церковь XI в. — теперь срединная часть храма, с 3
алтарными полукружиями и средним куполом. Древней фресковой живописи не
сохранилось. В этом храме находится и чудотворная икона Успения Божией
Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками в Влахернском
храме и принесенная ими в Киев. Здесь же почивают мощи св. Феодосия и 1-го
киевского митрополита св. Михаила и хранится глава св. равноапостольного
князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя
Константина Ив. Острожского. Под алтарем Стефановского придела — усыпальница.
В Богословском приделе находится икона Божией Матери, перед которой молился
Игорь Олегович во время его убиения в 1147 г. В средней части храма находится
несколько гробниц, между прочим митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского
и фельдмаршала П. А. Румянцева.
Ризница заключает в себе замечательные по древности и
ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекцию портретов. На хорах
библиотека лавры и ее документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в
1718 г. К юго-западу от великой церкви находится высочайшая в России лаврская
колокольня (46 саженей высоты), с которой открывается великолепный вид верст
на 50. Построена она в 1745 г. Вблизи главных лаврских ворот расположен св.
Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII в. черниговским князем
Николой Святошей. При монастыре больница. Во дворе лавры монашеские кельи
образуют три улицы. При лавре помещается и типография, основанная в 1616 г.
Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены
между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в
Дальних — 45. При лавре обширная гостиница для богомольцев. Настоятели лавры
до середины XIV в. титуловались игуменами, а иногда архимандритами. В 1688 г.
лавра подчинена московскому патриарху, а ее архимандриту дано первенство
перед всеми русскими митрополитами. В 1786 г. лавра подчинена киевскому
митрополиту, которому присвоен титул ее священноархимандрита. Управляет
лаврой наместник, с духовным собором.
Ср. Патерик печерский (несколько изд.); Кальнофойский,
"Τερατούργημα"
(К., 1638); "Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры"
(К., 1795, и еще несколько изд.); "Описание Киево-Печерской лавры",
сочинение Евгения Болховитинова (К., 1831 и др. изд.); П. Л.(ебединцев),
"Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии"
("Киевская Старина", 1886, V-VIII, X, XI, и отдельно).
|