Каста
(от португальского casta, выражающего понятие санскр.
термина jâtè = poждение, род, сословие) — общеупотребительное у
всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий,
даже племен или рас), на которые распадается туземное население Ост-Индии с
глубокой древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в
представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных Каст и резкая
их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о
"кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или
других классов европейского общества. Нужно, однако, заметить, что помянутая
обособленность индийских Каст была не всегда так неумолима и строга, как ее
изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью
довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде (см.) Касты
несомненно еще не существовали и начали возникать только во второй его
половине, когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на Ю.В. в долину
Ганга (см.). При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими
исконными обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы
победили и покорили черное туземное население, принадлежавшее к низшей (в
культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к
побежденным и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй. В
древнейшем ведийском периоде при однородности этнографического состава
(вероятно — еще небольшого) арийского народа ведийских индусов не было
никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости и в то
время, когда арийцы и неарийцы находились в положении воюющих сторон: на поле
битвы все равны, и есть только враг, которого надо сломить и уничтожить.
Только тогда, когда война окончена и победители, вступая в мирное владение
страной, входят в постоянные отношения с покоренными автохтонами, начинает
вырабатываться известный modus vivendi, обязательный для обеих сторон.
Пришельцы-победители считают себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от
смешения с низшей, покоренной. Таким образом, в основе К. лежит
этнографическое различие, которое арийцы-завоеватели старались сохранить и
поддержать, установив принцип полной своей обособленности. Впоследствии,
подобно другим культурным институтам, кастовый строй становится священным, и
ему приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской
мифологии высшая К. — брахманы — выводится из уст Брахмы, воины — Кшатрии —
из его рук, купцы — Вайшья — из бедер, а ремесленная К. — Шудры — из ступней
Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип разграничения двух различных
народностей мог быть строго проведен на практике даже в древнейшие времена арийского
господства в Сев. Индии. Смешанные браки (законные и незаконные) все-таки
были неизбежны; по закону Ману индус может брать себе в жены женщин из своей
и из любой низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из
одинаковой с ним К., а дети жен из других низших К. попадают в презренные
смешанные К. Таким образом, арийская кровь все-таки проникала в жилы
неарийского населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны,
арийцы, белые пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли
акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать,
уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении расе. Из
смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше текло неарийской
крови. В результате современное индусское население Индии представляет более
или менее однородный продукт смешения двух (точнее, трех) рас, которое не
могло быть задержано никакими законодательными и социальными учреждениями
вроде замкнутых, обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее
время большинство высших, "дважды рожденных" К. — брахманов,
раджпутов (прежних кшатриев) и вайшья — не отличается ничем особенным в цвете
кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не
претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших К.,
напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы, приближающиеся по
красоте черт лица, форме тела и светлому цвету кожи к арийскому идеалу
красоты. Таким образом, Касты оказались бессильны остановить слияние двух
различных рас и мало-помалу из демаркационной линии между белой и черной
расой превратились в установление, стремившееся помешать примеси черной крови
к белой (кастовый строй средневековой Индии милостивее к детям, рожденным от
высшего отца и низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в
еще более поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер
замкнутых корпораций или цехов с строго определенным родом занятий. Буддизм
разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но самый институт
продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось только в ослаблении
чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам, утвердившийся в Сев. Индии, в
свою очередь расшатал и ослабил перегородки К., но не мог уничтожить их; в
мусульманской Индии Касты все-таки сохранились, обратившись в цехи
профессионалистов. Только христианство категорически восстало против К., но
его миссионеры должны были мириться с закоренелыми общественными привычками,
так что среди христиан-туземцев К. доселе продолжают существовать.
Разнообразие занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах,
разделение общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность
какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других странах, сначала
узаконенная государством и освященная затем обычным правом, при наличности
готовых кастовых рамок приняла характер Каст. Но число К. и их членов среди
ремесленников сравнительно с высокими цифрами у брахманов, земледельцев,
пастухов и слуг (более древние К.) гораздо меньше. Современные отношения К.,
таким образом, совсем уже другие, чем в древности, и представляют в различных
местностях Индии более или менее крупные колебания и различия. В общем от
древнего кастового устройства с его четырьмя главными К. сохранилась в
известной чистоте только одна главная К. — брахманов. К. кшатриев, заменяемая
теперь так называемыми тхакурами (Thâkur) и раджпутами, часто
подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице самых
низших Каст, члены которых на вопрос о происхождении всегда уверяют, что они
"тхакуры" в том или другом отношении. Две другие К., по-видимому,
также очень рано распались, дав начало массе отдельных новых К., недавнее
происхождение которых нередко очевидно из их персидских названий. Кастовое
устройство в древней Индии — см. Индия, история, общий очерк современных
отношений. К литературе предмета, указанной в помянутой статье, следует
прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта "Ostindische Kasten
in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut. Morgenländ.
Gesellsch.", XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных
в Европе индийских официальных изданий и подробная статистика К. См. еще прекрасные статьи Сенара в "Revue des deux Mondes" (1894); Risley, "Tribes
and Castes of Bengal"; Sherring, "Hindu tribes and Castes" (Кальк., 1880); Hopkins, "The mutual relation of the 4 castes
according to the Mânavadharmaçâstram" (Лпц., 1881); W. Hunter, "Orissa &" (Лонд., 1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872); Ochs, "Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs of People of
India" (Л., 1817); Kitts, "A compendium of
the castes and tribes found in India" (Бомбей,
1885; много нового); J. Muir, "Relations of the
priests to the other classes of Indian society in the Vedic age" ("Journ.
of Asiat. Soc.", 1867); Weber, "Collectanea über die Kastenverhältnisse
in den Brâhmana und Sûtra" ("Indische Studien", т. X, 1868). Туземные известия о происхождении Каст собрал и
разобрал Muir: "Original Sanscrit Texts on the Origin
and History of the People of India" (Л., т. I, 1869, 2 изд.)
|