Кади
(араб.; правильнее "кадый", значит
"судья") — так называется у мусульман духовное лицо, исполняющее
также роль светского судьи и решающее дела на основании законов Корана и
священных преданий. Кади, по компетенции, стоит ниже муфтия (см.), но вместе
с ним принадлежит к высшему духовенству. Должность кадыя впервые учреждена
Омаром. Первый К. (Абдаллах ибн-Науфаль) был назначен самим халифом (для
Медины), но затем право назначать кадыев принадлежало также визирям и
наместникам. Мусульманские юристы выработали следующие условия, необходимые
мусульманину для занятия этой должности: принадлежность к свободному
сословию, почтенный возраст, добронравие, знакомство с исламскими законами.
Обязанности Кади — решать уголовные дела, разбирать тяжбы, заботиться об
исполнении приговоров, назначать опеку над малолетними, сумасшедшими и т. п.,
заведовать вакуфами (см.) и удостоверять завещания; если в районе нет имама
(см.), то вместо него должен отправлять богослужение К. Ввиду сложности своих
занятий, К. не может обойтись без помощников: он может выбирать сведущих и добросовестливых
людей, нечто вроде присяжных (наибов), чтобы узнать их мнение до произнесения
приговора; другие его помощники — секретари (эмины) и нотариусы (шахиды). Для
разбора жалоб на Кади Омейяды учредили особую апелляционную палату (незер-оль-мезалим),
сперва под председательством халифа; со времен аббасида Мохтеди (868—869)
стал назначаться особый председатель, из судей. В настоящее время в Турции К.
— чиновники, состоящие на государственной службе и получающие жалованье. В
Персии К. независимы от государства. Кâды ль-кодâт ("судья
судей") — верховный К. для целой области. В настоящее время кадылькодат
для Египта (в Каире) ежегодно присылается турецким султаном из
Константинополя. Кады-аскер (Казы-лешкер), т. е. "судья войска", —
название двух чиновников, следующих в иерархии непосредственно за великим
муфтием: один — румелийский, другой — анатолийский.
Ср. Kremer, "Gesch. der herrschenden
Ideen des Islams" (Лпц., 1868); его же, "Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen" (B.,
1875—77); Hammer, "Des Osmamschen Reiches Staatsverfassung und Staatsverwaltung"
(1815); "Précis de jurisprudence mus. de Sidi Khalil" (trad.
Perron, II., 1848—55). См. также "Хидая — Комментарий
мусульманского права" (перев. с английского Н. И. Гродекова, т. II, кн.
20-я). Ср. Мусульманское право.
|