Кабак
— Родоначальником Кабака может считаться древнеславянская
корчма, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и попоек с песнями и
музыкой. В корчмах же у западных славян приставы передавали народу
постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела между
приезжими; корчмы долго заменяли ратуши и гостиные дворы. Начиная с XI в. мы
встречаем следы корчмы у всех почти славян: древнейшие напитки, продаваемые в
корчме — квас, пиво и мед. В каждом почти городе была одна корчма, а в иных
по две и по четыре. Сначала западно-слав. корчмы были вольными учреждениями,
и только позже сделались княжескими, казенными; тогда стали появляться и
тайные. Следы корчмы у вост. славян, именно на юге, сохранились долее всего.
Иван IV запретил в Москве продавать водку, позволив пить ее одним опричникам,
и для их попоек построил "на балчуге" (на топи) особый дом,
названный К. (у татар К. назывался постоялый двор, где продавались кушанья и
напитки). Кабак "на балчуге" полюбился царю, и из Москвы начали
предписывать наместникам прекращать везде торговлю питьями, т. е. корчму, и
заводить царевы К. (около 1555). С ними появился и откуп. В царских,
московских Кабаках можно было пить только одним крестьянам и посадским; люди
других сословий пили напитки у себя дома и имели право владеть К. (напр.
духовенство и бояре). С этого времени распространение Кабаков на Руси пошло
очень быстро. Флетчер писал, что в его время (1588) уже в каждом большом
городе стоял Кабак. Борис Годунов завел откупные Кабаки по всем городам.
Рядом с царскими К. распространялись по городам и К. боярские. Кормленье
тамгою и К. стало с половины XVI века желанною целью бояр и князей. В 1651 г.
откупа были уничтожены и К. названы кружечными дворами, и "велено во
всех государевых селах и городах быть по одному кружечному двору". В
1652 г. были запрещены Кабаки, принадлежавшие частным лицам, и оставлена одна
казенная продажа на вере. Олеарий насчитывал кружечных дворов во всем
государстве до 1000. Несмотря на указы 1651 и 1652 г., откупа и К. продолжали
существовать и вскоре даже получили правительственную санкцию. Из Московской
Руси К. в том же XVII в. пытались перейти и в Малороссию, но укорениться
здесь не могли: корчма и шинок до последнего времени остались коренным
отличием юж. Руси от сев.-вост. Увеличившееся пьянство в К. возбудило
"омерзение" в правящих сферах, и в 1746 г. слово "К."
было заменено словами: "питейное заведение". Высший надзор за
продажей вина в К. сначала поручен был царским наместникам, а потом находился
в ведении приказов, управлявших областями. В Москве и в причислявшихся к ней
городах для этого существовало особое учреждение, новая четь, или четверть,
известная с 1597 г. и по указу 1678 г. переименованная в приказ новые
четверти. При Алексее Михайловиче управление К. стягивается в приказе
большого дворца и в приказе Большой казны. Продавали вино или верные
целовальники и головы, выбираемые преимущественно из торговых людей и людей
"первых статей", или откупщики. С выборных брали записи, заставляли
присягать и целовать крест. Всякий расход кабацких сумм производился только с
разрешения воевод и по царским грамотам, причем всегда делалась оговорка:
"держать денег на расход вполовину против прежнего и даже меньше, чтоб
государевой казне порухи не было". При сборе и хранении кабацких сумм
принимались всевозможные предосторожности; между прочим, имелся целый штат
кабацких подьячих. Всякий кабацкий голова был обязан давать отчет местному
воеводе и Москве, и только в 1667 г. как целовальники, так и головы были
изъяты из ведомства воевод и подчинены надзору земских старост. На каждый К.
был наложен известный оклад, который поручалось собирать с прибылью. Всякий
недобор считался нерадением и выборные должны были идти на правеж,
переходивший и на избирателей. Кроме того кабацким выборным поручалось
преследование корчемства и взыскание корчемных денег. В 1699 г. целовальников
и голов сменили кабацкие бурмистры, подчиненные бурмистерской палате,
ведавшей питейное дело, которое перешло в 1717 г. в камер-коллегию.
Ср. Питейная торговля. См. Прыжов, "История Кабаков
на Руси".
|