Карнавал
(ит. Carnevale, от лат. carno — мясо, vale — здравствуй) —
в католических странах первоначально время от дня Богоявления до чистой среды
(на первой неделе вел. поста). В разных местностях карнавальное время имеет
различную продолжительность: в Венеции начинается с дня св. Стефана (26
дек.), в Риме продолжается только 11 дней, предшествующих Чистой среде, в Милане
— до воскресенья инвокавита (см.), на Рейне обнимает только 8 дней.
Карнавальная пора повсеместно сопровождается различного рода забавами,
играми, переряживаньем, особенно в Италии, где Карнавал — чисто народный
праздник. Одна из любимых забав римского Карнавала — перестрелка так наз. confetti
(гипсовые или меловые шарики). В Португалии бросают друг в друга бобами и
горохом; неосторожных обсыпают мукою, обливают водою. В Лиме (Перу) главное
удовольствие карнавального времени — обливать прохожих водою, притом не всегда
чистою. В Риме во время К. устраиваются также лошадиные скачки (corso).
Заключительный акт римского К. — праздник огней (moccoli). С наступлением
сумерек появляются огни на окнах, подмостках, экипажах; в руках у каждого из
толпы — зажженная восковая свечка; эти свечи беспрестанно друг у друга
тушатся и вновь зажигаются. В южном, итальянском Тироле торжественно
сжигается олицетворение масленицы — вязанка соломы, перемешанная с дровами;
две враждебные рати, одна — в пестрых арлекинских одеждах, с погремушками,
другая — в белых рубахах, с горбами, борются вокруг костра на главной
сельской площади, где варятся традиционные масленичные лепешки (см. Schneller,
"Märchen und Sagen aus Wälschtirol", 1867, стр. 232-235).
В средние века карнавальное время с особенною пышностью справлялось в
Венеции; в эпоху ее упадка (XVIII в.) блеск Карнавала передвигается в Рим. По
тому же типу, но в более скромных размерах праздновался Карнавал и в других
городах Италии, а также в Испании, Франции, Германии. Во Франции во время Карнавала
совершается торжественная процессия Boeuf gras: по улицам водят жирного быка
с золочеными рогами и украшениями из лент. У французских и отчасти у
швейцарских католиков три последние дня К. носят название jours gras. Нечто
подобное Карнавалу встречается в Германии под именем Fasching уже в средние
века. Интермедии и интерлюдии (Fastnachtsspiele) сопровождают К. с XIII до
XVII в. (интермедии Ганса Фольца, Ганса Розенплита, Ганса Сакса). В конце
XVIII в. и начале XIX в. празднование К. распространяется во многих
французских, а также в немецких прирейнских и южных городах: Кельн, Кобленц,
Мюнхен, Нюрнберг. Значение К. в Германии ослабевает, но все же и до сих пор
К. — народный праздник в Майнце и особенно в Кельне. Западноевропейский К.,
как и наша масленица (см.) — остатки тех языческих празднеств, которые
знаменовали переход от зимы к весне, от старого года к новому. Отличительные
черты древнеримских весенних празднеств — очищение водою, зажигание огня на
алтаре Весты, ряженье, процессии, неистовая беготня по улицам, конские скачки
— имеют много общего с зап.-европейским К. Вс. Миллер ("Русская масляница
и западно-европейский карнавал". М. 1884) считает его наследием древнего
Рима, отразившимся и на продолжительности карнавальных празднеств. Церкви,
возмущавшейся остатками вакханалий и сатурналий, удалось, наконец, ограничить
народный разгул немногими днями перед началом вел. поста. Иной взгляд на
продолжительность и многие характеристические черты карнавалных празднеств
высказан автором рецензии на книгу Вс. Миллера ("Журн. Мин. нар. пр.",
1884, № 12). Он полагает, что зима и начало весны — время после уборки
плодов, время употребления добытого за лето и осень, время надежд на
предстоящие сборы, почему праздничное веселье и приходится на эту пору года.
Он видит также связь между зап.-европейским К. и древнегреческими дионисиями,
устраивавшимися в честь Вакха (см.), о которых Вс. Миллер не упоминает См.
еще Fahne, "Der К." (Кельн, 1853); v. Reinsberg-Düringsfeld,
"Das festliche Jahr" (Лпц. 1863).
|