Караваджо
(da-Carayaggio) — прозвище двух итальянских живописцев: 1)
Полидоро Кальдара (Caldara, ум. в 1543). Явившись в Рим без всяких средств к
существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая в Ватикане и
постоянно сталкиваясь с Рафаэлем и его учениками, начал сам заниматься
живописью. Вскоре настолько усовершенствовался в ней, что мог совместно со
своим другом Матурино украсить работами сграффитто фасады многих из римских
дворцов; эти дошедшие до нас лишь в гравюрах фризы исторического или
мифологического содержания отличаются археологическою точностью деталей,
жизненностью рисунка и тонкостью отделки. В 1527 г. он прибыл в Неаполь и не
только нашел там работу, но даже основал свою школу. К этому времени
относится хранящаяся ныне в Неаполитанском муз. его картина "Несение
креста", отмеченная здравым реализмом, повлиявшим позднее на направление
неаполитанской школы. Тот же успех встретил художника и по переселении его в
Мессину, где он впоследствии погиб от руки убийцы. Картины его довольно
редки. Одна из них — "Гладиаторы" — в Имп. Эрмитаже (№ 1647). 2) Микель-Анджело
Америги (Amerighi), также Америджи и Меризи (1569-1609), сын каменщика, начал
свою карьеру отцовской профессией, получив первоначальное художественное
образование в Милане, усердно подражал в Венеции Джорджоне, был учеником Чезари
в Риме, откуда в 1606 г. пришлось ему бежать, точно так же как и из многих
других мест, вследствие разных столкновений, в которые попадал по причине
своего необузданного нрава и которые очень часто кончались смертью его
противников. Получив от Папы помилование, он умер на пути из Неаполя в Рим. В
художественной деятельности Караваджо замечаются две эпохи. К первой
принадлежит большинство его бытовых картин: сцен народной жизни, изображений
шинков с их завсегдатаями, цыган, игроков в карты и кости, солдат, сильно
походящих на разбойников, и других сомнительных личностей, в кругу которых
нередко приходилось вращаться художнику. Сюда, между прочим, относятся: "Предсказательница"
(в Капитолийском музее), "Шулеры" (гал. Шьярра в Риме),
"Девушка, играющая на лютне" (в Лихтенштейнск. гал. в Вене),
"Мандолинист" (№ 217 в Импер. Эрмитаже), а также "Отдых на
пути в Египет" (гал. Дория в Риме). Произведения этой эпохи отличаются
тонкой наблюдательностью, живостью реализма и прекрасным, светлым, золотистым
колоритом, близким к колориту венецианцев. Со времени пребывания Караваджо в
Риме замечается поворот в его манере ко второму стилю, поражающему резкостью
света и густотою теней; недостатки этой манеры несколько искупаются энергией
выражения и своеобразной силой колорита и светотени. К этому периоду
относится большинство его больших религиозных картин, как, напр.,
"Призвание ап. Матфея", "Мученическая смерть св. Матфея"
(в церкви С. Луиджи, в Риме), "Обращение ап. Павла", "Распятие
св. Петра" (в С. Мария-дель-Пополо, в Риме), "Успение
Богородицы" (в Лувре), "Христос в Еммаусе" (в Нац. гал. в
Лондоне), "Положение во гроб" (в Ватикане), "Венчание Христа
тернием" (в Имп. Эрмитаже, № 215), "Мучение ап. Петра" (там
же, № 216). Портреты, вышедшие из-под кисти К., при обычных технических
достоинствах страдают недостаточно тонкой передачей индивидуального характера
изображенных лиц ("Мужской портрет", № 218, в Имп. Эрмитаже).
Значение Караваджо в искусстве заключается, главным образом, в его стремлении
воспроизводить природу без прикрас, какова она есть, — в натуралистической
тенденции, которою он нанес удар манерности старых итальянских мастеров его
времени и объявил непримиримую войну многочисленным последователям болонской
академической школы.
|