Канонерская лодка
— небольшое военное судно, мелко сидящее в воде,
вооруженное орудиями большого калибра и назначенное для обороны берегов и
военных действий в реках и озерах. Впервые введены французами в XVII
стол., при бомбардировании Дюнкирхена, в виде
30-40-вес. шлюпок с 2-3 большими пушками; затем приняты англичанами,
голландцами и др. В 1805 г. Наполеон I велел
построить несколько сот Канонерских лодок, чтобы сделать нашествие на Англию,
но возникшая в это время континентальная война не дала ему окончить
предприятие. Представляя незначительную цель для неприятельских выстрелов, К.
лодки могли нанести большой вред своими большекалиберными орудиями, а
небольшое углубление позволяло им скрываться в такие места, куда большие
корабли не имели доступа. В России Канонерские лодки были введены в начале XIX стол.; сначала это были гребные суда дл. 60-80', с 1-2
тяжелыми пушками. По введении парового двигателя во флот их стали делать
паровыми (винтовыми), увеличили их размеры, артиллерию ограничили одним
носовым орудием большого калибра (до 12") и несколькими скорострелками. Корпус
Канонерской лодки сперва строился из дерева, затем из железа или из того и
другого вместе (смешанная постройка). Машины ставились горизонтального типа, сперва
одновинтовые, затем везде двухвинтовые. В настоящее время этого типа имеются
следующие К. лодки: "Щит" (1856 года, деревянный); "Ерш"
(1874); "Бурун", "Туча", "Вихрь",
"Дождь", "Град", "Снег" (учебное судно для
воспитанников технического учил. морск. ведом.), "Гроза",
"Буря" (1879-1881 г., смешанной постройки). Длина их 100' — 120', шир.
22' — 38', водоизмещение — 200-400 тонн; скорость хода 7-9,5 узла (узел = 1
¾ в.) в час. Все 10 принадлежат к Балтийскому флоту и наз. "К.
лодками береговой обороны". Другой тип — "мореходные К. лодки".
Из них в 1884-85 гг. построены "Бобр" и "Сивуч"
(Сибирской флотилии); длина их — 187 ½', шир. — 35', угл. — 9
½', водоизмещ. — 950 тон. Артиллерия: одно 9" орудие в носу, одно
6" в корме, шесть — 9-фунтовых и пять скорострельных пушек; скорость =
12 узл. Жизненные части защищены 1" броневой выпуклой палубой.
Вооружение бриговое, с подъемным бушпритом. В 1886-87 гг. построены для
Сибирской флотилии "Кореец" и "Маньчжур", для
Черноморского флота — "Запорожец", "Уралец",
"Донец", "Терец" и "Кубанец". Эти лодки — дл.
210', шир. 35', угл. 11', водоизмещ. 1224 тонн., скорость 13-14 узл. Артиллерия:
два 8" орудия в носу, на бортовых выступах, 1-6" в корме и 6 или 7
скорострельных пушек. Вооружение трехмачтовой шхуны, с прямыми парусами на
фок-мачте. Броня такая же, как и у предыдущих К. лодок. В 1890-1892 г. для
Балтийского флота построены три К. лодки с более совершенной защитой:
"Грозящий", "Гремящий" и "Отважный". Водоизмещение
увеличено до 1492 тон., дл. — 223', шир. 41½', угл. — 11', скорость
хода ок. 13 узлов. Парусность снята. По грузовой ватерлинии расположен по
борту пояс брони толщин. 5". На ¼ длины в носу нет бортовой
брони, а подводные части защищены от снарядов и осколков, падающих сверху,
выпуклой броневой палубой толщ. 1½". Артиллерия состоит из одного
9" орудия в носу, одного 6" в корме и 8-10 скорострелок. Строящаяся
в настоящее время в СПб. новая К. лодка имеет подобную же конструкцию, за
исключением носового 9" орудия, которое заменено 2-мя 8" орудиями
на бортовых выступах. Минное вооружение у К. лодки типа "Кореец" и
"Грозящий" состоит из одной минной пушки, стреляющей в нос. Речные
и озерные К. лодки отличаются от морских: 1) еще меньшим углублением,
вследствие чего винт большей частью заменен кормовым колесом; 2) артиллерией,
состоящей исключительно из скорострелок. Имеются: в России — 1, на Аральском
озере(в распоряжении военного ведомства); в Англии, Франции и Германии — в
колониях. См. Будиловский, "Военные флоты и морская справочная
книга" (1891, 1892, 1893 и 1894).
|