Камчадалы
или, как они сами называют себя, ительмены — населяют южн.
половину полуо-ва Камчатки (см.). Говорят, что название "Камчадалы"
происходит от прозвища "кончало", даваемого им их северными
соседями, коряками. Русские познакомились с Камчадалами в конце XVII в., со
времени покорения Камчатки. Притесняемые казаками, К. пробовали воcставать в
1731 и 1740 гг., но были усмирены и с тех пор живут мирно. В первой половине
XVIII в. Камчатка посещена учеными путешественниками Стеллером и
Крашенинниковым, которые застали еще К., можно сказать, при выходе из
каменного века, хотя уже знакомыми с железом и притом, как кажется, не через
одних русских, но и через курильцев и японцев. После того Камчатку посещали
немногие образованные путешественники, вследствие чего и сведения наши о Камчадалах
довольно ограничены. По типу Камчадалы ительмены выказывают многие
монгольские черты, но в общем скорее сходны с народами крайнего С.В. Азии и
С.З. Америки. Среднего или низкого роста, коренастые, смуглые, они, однако,
не так плосколицы и скуласты, как другие восточно-сибирские инородцы. По
словам Дыбовского, посетившего Камчатку в 1879-80 гг., тип К. нельзя назвать
безобразным: среди женщин встречаются миловидные, по цвету лица не
отличающиеся от русских, с небольшими блестящими глазами, длинными ресницами
и густыми бровями, белыми зубами, маленькими руками и ступнями, живые и
веселые. Язык К., очень гортанный, стоит особняком и существенно отличается
от языка коряков; он состоит из неизменяемых корней, смысл которых
подвергается изменению от предлогов (префиксов). По Дитмару, бывшему в
Камчатке в 50-х годах, К. говорили тремя наречиями: одно — в долине р.
Камчатки, почти исчезнувшее и уступившее место русскому; другое — в долинах pp.
Быстрой и Большой, сильно смешанное с русскими словами, и третье, пенжинское,
по зап. берегу, наиболее чистое. В настоящее время туземный язык,
по-видимому, уже исчез, и все Камчадалы говорят русским, хотя и своеобразным
языком; все крещены и живут в избах на русский манер. К. во времена
Крашенинникова одевались еще в национальный костюм из звериных и рыбьих шкур,
жили летом в балаганах, которые строились на столбах, на высоте до 2 саж. над
землей, а зимой в юртах-землянках, имели своеобразные лодки — "бамы",
были по религиозным верованиям анимистами и фетишистами, хотя и признавали
одного высшего бога, Кумху, отдавали своих мертвых на съедение собакам, жили
в полигамии, разрозненными племенами или родами под управлением
"тойонов", и отличались чувственностью, выражавшеюся в непристойных
танцах, в гостеприимном гетеризме, в существовании субъектов мужского пола в
женском костюме и т. д. По словам Крашенинникова, металлы до прибытия русских
заменялись у Камчадалов костью и камнем. Из них они делали топоры, ножи,
копья, стрелы, ланцеты и иглы. Огнивами у них служили деревянные дощечки и
палочки, и вместо трута употреблялась мятая трава. Пища К. была главным
образом животная, которую они добывали рыболовством и охотой; употребляли
также некоторые коренья и клубни (особенно сарану, Fritillaria sarana);
одуряющим напитком служил отвар мухомора; домашними животными были собаки;
для изготовления тканей служили волокна особого вида крапивы. Эти волокна
употребляются для той же цели и теперь, так как лен и конопля не разводятся;
скудное хлебопашество ограничивается только ячменем и овсом. Кроме того, К.
занимаются огородничеством, но клубни сараны и теперь в большом ходу; в
жареном виде они похожи на картофель. Рыболовство и охота и теперь еще служат
главным источником пропитания (и для взноса ясака); но, кроме собак, теперь
держатся еще олени и в небольшом числе рогатый скот и лошади якутской породы.
По словам Дыбовского, хотя К. теперь и обрусели, но зато поселившиеся среди
них русские почти обкамчадалились, приняли многие их слова, позабыли многие
приемы земледелия, шитья, ковки железа и т. д. Провиант и необходимые товары
получаются жителями из Владивостока или иногда от американцев. Число К. (1889
г.) простиралось до 4029 (2009 м. и 2020 ж.), но, кажется, теперь их стало
меньше вследствие постепенного вымирания. Самые большие поселения имеют не
более 30 домов и 200 жит.
|