Каменный век
— эпоха или стадия первобытной культуры, характеризующаяся
незнакомством с металлами и употреблением орудий или инструментов, сделанных
из камня или из дерева, кости, рога. О Каменном веке в Европе и о
подразделении его на палеолитический и неолитический — см. Доист. эпоха. В
последнее время большинство исследователей склоняется к мнению, что эпоха
неолитическая хотя и отличается довольно явственно от палеолитической (по
характеру орудий, шлифовке многих из них, обладанию домашними животными,
уменью изготовлять глиняную посуду и т. д.), тем не менее связана с нею непрерывным
культурным развитием. Так, новейшая классификация отложений Каменного века во
Франции Ф. Салмона принимает, что палеолитический (четвертичный) период был
связан с неолитическим — промежуточным мезолитическим временем, так
называемой эпохой Magdaléno-Campigniénne. Следующая эпоха, Campigniénne,
представляет уже следы глиняной посуды и начало одомашнения животных;
значительная часть орудий имеет форму неолитических, но шлифовка их часто
несовершенна и ограничивается лишь лезвием орудия. Затем следует эпоха,
которую Салмон называет Chassey-Robenbausienne (от Camp de Chassey в деп. Соны
и Луары и известных свайных построек в Робенгаузене, в Швейцарии); к этой
эпохе относятся как свайные постройки К. века, так и многие места погребения
в пещерах и каменные могилы; разнообразие орудий увеличивается, глиняная
посуда становится совершеннее, домашние животные распространеннее, появляется
земледелие и т. д. Наконец, карнакская эпоха (Carnacéenne, от Саnac, в
Морбигане) характеризуется особенно дольменами см.) и другими мегалитическими
сооружениями, также многими свайными постройками, древнейшими террамарами
(см.), прекрасной полировкой орудий, началом скульптуры, особенной заботой об
обстановке погребений, первыми следами трупосожжения, употреблением различных
новых материалов для орудий и украшений (ядеит или нефрит, бирюза, янтарь и
т. д.) и первым появлением бронзы. Эта эпоха уже составляет переход к металлической,
а именно к так наз. бронзовому веку. — Каменный век констатирован не в одной
Европе, но во всех частях света: следы его были найдены в Египте,
Месопотамии, Индии, Китае — странах с весьма древней исторической культурой,
где К. век должен был окончиться уже за многие тысячелетия до Р. Х. Находимые
в Африке в земле древние каменные орудия представляют для негров такие же
загадочные предметы, как и для населения нашей части света. В Азии К. век
сохранился до недавнего сравнительно времени лишь у первобытного племени айнов,
на о-ве Иезо и Сахалине, и на крайнем С.В., в Камчатке и у чукчей, где его
застали еще русские в XVIII в. В Америке К. век существовал до прихода
европейцев, след. до XVI в.; в культурных странах Мексики, Центральной
Америке и Перу было, однако, распространено и знакомство с медью (бронзой),
которой пользовались отчасти и кочевые сев.-амер. индейцы, но лишь в форме
самородной меди, которую они обрабатывали подобно камню, т. е. ковали в
холодном виде, не умея плавить и отливать орудия в формы. Всего дольше сохранился
каменный век в Австралии, Меланезии и Полинезии. На о-вах Тихого океана его
застали еще в полном развитии мореплаватели ХVIII в., но с тех пор он все
более и более уступал место металлической культуре; теперь собственно в
Полинезии он уже давно исчез. На Новой Гвинее, о-вах Новогебридских,
Соломоновых, в Австралии К. в. еще не закончился, хотя всюду здесь уже
известны и железные орудия, получаемые от европейцев. Большинство камен. орудий,
здесь встречающихся, выказывают следы полировки, часто сделаны весьма искусно
и снабжены точеными деревянными рукоятками; но рядом с ними употребляются и
более грубые орудия, приготовленные путем отбивки и служащие в качестве
ножей, наконечников копий, дротиков, зубцов палиц и т. п. На острове Тасмании
(или Ван-Дименовой Земле), первобытные обитатели которой уже несколько
десятков лет тому назад все вымерли, культура даже не могла возвыситься над
палеолитической. Тэйлор, изучивший все каменные изделия тасманийцев,
сохранившиеся в музеях, убедился, что между ними нет ни одного полированного
и что по формам и степени отделки они вполне подходят к древнейшим
палеолитическим орудиям европейского К. века. В настоящее время К. век, кроме
Австралии и Меланезии, сохранился еще у некоторых более отдаленных племен
эскимосов Сев. Америки, у чукчей, у некоторых индейских племен Аляски (сев.-зап.
берега Сев. Америки) и у некоторых племен во внутренности Бразилии. Всем этим
племенам известны, однако, кое-какие европ. изделия (иногда даже ружья
новейших систем); они пользуются камнем только как более доступным материалом
для приготовления обыденных орудий. Отсюда можно заключить, что и в других
местах в отдаленные времена культура К. века сменялась металлической лишь
постепенно и более бедный класс населения долго еще продолжал пользоваться
камнем и костью. Это подтверждается тем, что каменные орудия встречаются не
только в находках доисторического бронзового и железного века, но даже среди
остатков галло-римской эпохи, в могилах древних германцев и славян и среди
разнообразных изделий древнего культурного Египта. Возможно, однако, что
некоторые из таких К. изделий имели (в позднейшие эпохи) значение не орудий,
а предметов священных или амулетов. Как в Европе, так и во многих
внеевропейских странах народ до сих пор объясняет древние каменные топоры и
стрелки, как "громовые", т. е. упавшие с молнией или образовавшиеся
от падения молнии (такого мнения держались и многие ученые XVI-XVII веков),
отсюда их священный характер, их суеверное или религиозное почитание. В Ефесе,
Тире, Орхомене, на горе Иде, в Пессинунте почитались в древности К. топоры
или стрелы. Не далее, как в 1767 г., в соборе г. Гальберштадта можно было
видеть подвешенным на одной из колонн древний каменный молоток. В различных
музеях сохранилось немало украшений и амулетов греческой, этрусской, римской
и позднейшие работы, заключающих в себе древние К. топоры и стрелки, иногда в
дорогой серебряной или золотой оправе, а также с греческими или руническими
на них надписями. Еще более явственными пережитками К. века являются каменные
ножи или оббитые кремни, употреблявшиеся при религиозных жертвоприношениях и
обрядах у различных народов исторической эпохи. Так, по словам Геродота и Диодора
Сицилийского, бальзамировщики, приготовлявшие в Египте мумии, вскрывали трупы
умерших каменным ножом; острые кремни употреблялись также при некоторых
жертвоприношениях или клятвах — в Древнем Риме, в Мексике, при кастрации себя
жрецами Цибелы; острый камень или кремень служил у евреев в качестве орудия
обрезания, а иногда, как говорят, употребляется еще и теперь для этой цели.
Своего рода пережитками каменного века являются также слова многих языков, не
только негритянских или языка басков, но даже отчасти некоторых семитических
и арийских — именно связь названий ножа или топора с корнями, выражающими
понятие о камне. Кроме литературы, указанной при ст. Доисторическая эпоха,
см. еще В. Taylor, "Researches into the early history of Mankind"
(рус. перевод: "Доисторический быт", под ред. Мильгаузена);
Cartailhac, "L'Age de pierre dans les souvenirs et
superstitious populaires" (П., 1878); P. Salmon,
"Age de la pierre" (1894); K. von den Steinen, "Unter den Naturvölkern
Central-Brasiliens" (1894); Woldt, "Cap. Jacobsen's Reise an der Nordwestküste
Amerikas" (Л. 1884). См.
табл. Первобытные древности.
|