Кальвинизм
— протестантское направление, ведущее свое начало от
Кальвина. К половине XVI в. католическая церковь стала возрождаться и
организовала сильную реакцию, охватившую всю Европу. Это изменило задачу
протестантизма: надо было ввиду грозящей опасности подняться над
разрозненными усилиями реформы в отдельных странах и охватить пропагандой
весь Запад, принять резкие и ясные церковные формы и организоваться для
борьбы на жизнь и смерть. Эту задачу принял на себя Кальвинизм, который
является романским типом Реформации. Выступая всего резче против
католичества, К. был, однако, сильно проникнут средневековыми католическими
принципами: нетерпимостью, безусловным подчинением отдельных личностей
церкви, почти аскетическим кодексом нравственности. С другой стороны, ни одно
протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и
исключительном следовании Библии, на изгнании из культа и учения
"суеверий" и "язычества" (т. е. внешних символов).
Стремясь восстановить древнюю христианскую общину, К. проводил в церкви
народное начало; в интересах борьбы, однако, руководителям общин - пасторам и
старейшинам — дается сильный авторитет и отдельные общины тесно скрепляются в
союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное
устройство). Силою вещей К. тесно сплетается с политическими движениями и
вырабатывает определенные политические принципы. Последователям К. пришлось
выступать в эпоху, когда представители светской власти по большей части
действовали в духе церковной реакции. В столкновениях с властями К. скоро
принимает по преимуществу народное, антимонархическое направление, сближается
с республиканскими и конституционными партиями. Из принципа "Бога надо
слушаться больше, чем людей" кальвинисты выводят теорию сопротивления
нечестивой и вообще тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре
между народом и королем; республиканские формы церковного устройства
переносятся на политическую жизнь. Кальвинист XVI и XVII вв. представляет
собой резко очерченный тип человека, глубоко уверенного в правоте своего
учения, сурового и тяжелого, враждебного светской жизни и удовольствиям, республикански-простого
по внешности, вечно с молитвой или благочестивым текстом на устах. К.
выставляет большую воинствующую литературу, в которой встречается и
богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты.
Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где
действовал Кальвин с ближайшими сотрудниками, К. распространяется в Германии,
преимущественно на З. (в Рейнской области и Гессене — под названием
реформатской церкви), в Нидерландах, во Франции (под названием гугенотства),
в Шотландии и Англии (под общим названием пуританизма) и в Польше. Его ученым
центром долго остается Женева.
В Германии К. не играл первенствующей роли: кальвинисты не
были включены в условия Аугсбургского религиозного мира (см. Реформация),
признавшего за князьями право менять веру. Вражда кальвинистов с лютеранами
разгорелась до крайности: последние находили, что "лучше паписты, чем
кальвинисты". Этот разлад оказался вредным для дела протестантизма в
эпоху Тридцатилетней войны; лютеране остались большей частью чужды
предохранительной унии (1609), заключенной кальвинистскими князьями.
Вестфальский мир (1648) распространил условия терпимости и на кальвинистов. В
XVII в. К. был принят могущественным бранденбургским курфюрстом. Его
преемники, прусские короли, заняли примирительное положение в отношении двух
исповеданий. В XIX в., ко времени юбилея Реформации (1817), со стороны
Пруссии была сделана попытка их слияния (см. Евангелическая церковь).
В Нидерландах (Бельгии и Голландии) К. выразился в очень
энергичной форме. После подавления при Карле V лютеранской реформации в этих
областях, К. стал здесь распространяться в 50-х и 60-х гг. XVI в.,
первоначально среди низших классов, особенно в городах. Суровые меры
правительства придали ему с самого начала революционный характер: народ
сходился толпами в несколько тысяч человек, чтобы слушать проповедь, и
собрания обыкновенно охранялись вооруженными людьми; осужденных на сожжение
проповедников силою освобождали. В 1566 г. по самым крупным городам прошла
страшная буря иконоборства. Около того же времени дворяне представили
правительнице (Маргарите Пармской) протест против инквизиции, составленный
кальвинистом Марниксом де-Сент-Альдегонд (см. Гезы). Прибытие испанского
войска под начальством Альбы, казни, которым подверглись видные лица в среде
аристократии (Эгмонт, Горн), еще более сблизили политическую оппозицию дворян
с кальвинистами; многие перешли в протестантизм — между прочим, главный
противник Филиппа, Вильгельм Оранский, — многие эмигрировали. Нидерландские
кальвинисты завели сношения с французскими гугенотами. Первые попытки
вооруженного сопротивления кончились неудачей; испанцы господствовали почти
над всей страной, когда несколько эмигрантов — "морские гезы" —
захватили приморский город Бриль. С этого момента сопротивление пошло
успешнее, и северные области, в которых преобладали кальвинисты, отложились.
После смерти преемника Альбы, Реквезенса (1576), Вильгельму Оранскому удалось
привлечь к восстанию и южные штаты (Гентская пацификация), но уния была
непрочна вследствие национального и религиозного различия: большинство
населения Бельгии оставалось верным католичеству. Политическими уступками
испанцам удалось удержать южные области под своей властью, а семь северных,
верных К. провинций составили независимую Голландскую республику (1581). С
этой поры Голландия делается убежищем гонимых в других странах протестантов;
на протестантской основе здесь развивается замечательная политическая
литература (Гуго Гроций, Салмазий). Церковное устройство, исходившее от
кальвинистского начала самоуправления отдельных общин, приладилось к
федеративному устройству с его самостоятельностью провинций и городов:
религиозные дела предоставлены были усмотрению каждой такой политической
группы. В среде нидерландских кальвинистов скоро образовался раскол: от рьяных
кальвинистов, принимавших предопределение и отличавшихся нетерпимостью, — так
наз. гомаристов — отделились умеренные, арминиане (см.), отвергавшие суровое
учение Кальвина о предвечном избрании и склонные к большей мягкости в
отношении других исповеданий. К религиозному спору примкнула борьба партий
республиканско-аристократической и демократо-монархической, с Оранским домом
во главе. Первая, державшаяся арминианства, была побеждена, и вожди ее
сложили головы; учение арминиан было осуждено на национальном синоде в Дордрехте
(см.). Историю К. во Франции см. Гугеноты. Французский К. в учении и строе
церкви стоял всего ближе к родоначальнику направления. В 1559 г. парижский
синод представителей кальвинистских общин утвердил обширный план церковной
организации, которая должна была охватить всю Францию: соседние общины
соединялись в коллоквии, коллоквии — в провинции; каждая группа имела свои
собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин, которые
утверждались высшей группой; представители общин сходились в провинциальные,
представители провинций — в генеральные собрания. С переходом гугенотов на
почву политической борьбы принципы этой организации легли в основу
политического устройства партии. Выработка этого устройства относится ко
времени наиболее ожесточенного столкновения гугенотов с правительством и
католическим большинством после Варфоломеевской ночи (1572). На Ю. и З.
Франции гугеноты находят себе поддержку в сепаратистских стремлениях части
дворянства и горожан и вырабатывают федерацию областей с представительными
учреждениями. Талантливые их публицисты и историки (Hotman во "Franco-Gallia",
Languet в "Vindiciae contra tyrannos", неизвестный автор "Réveille-Matin
des Franςais", Agrippa d'Aubigné в "Histoire universelle")
развивают республиканские и конституционные теории, доказывают исконность
представительных учреждений во Франции. К своему королю, Генриху Наваррскому,
гугеноты относились как к государю конституционному. Нантским эдиктом (1598)
политическая организация их была признана; король старался лишь урегулировать
ее и контролировать ее деятельность, посредством своих комиссаров. Интерес к
политическим собраниям охладевает у гугенотов в первое 20-летие XVII в.,
вместе с развитием в их среде веротерпимого и свободомыслящего направления. В
начале 20-х годов XVII в. политическая организация гугенотов рушилась, а
через несколько лет (1629), после разрозненного сопротивления, политические
права были у них отняты Ришелье.
В Шотландии Кальвинизм стал распространяться в 50-х гг.
XVI в., во время регентства Марии Гиз, управлявшей за малолетнюю дочь свою,
Марию Стюарт. Развитие протестантизма стоит здесь в тесной связи с
политической оппозицией против династии Стюартов, в особенности сильно
выражавшейся у дворянства. Вождем протестантов с самого начала является
энергичный Джон Нокс, ученик Кальвина, похожий на него характером и
настроением, но в то же время политический агитатор и народный трибун.
Беспощадно бичуя в проповедях "идолослужение" двора, Нокс направил
недовольную аристократию к составлению "Христовой конгрегации",
потребовавшей от регентши введения "божественной формы первоначальной
церкви". Отказ повел к иконоборству, сопровождавшемуся разрушением
монастырей (1559). Регентша была низложена, причем Нокс доказывал цитатами из
Ветхого Завета, что низвержение нечестивых государей угодно Богу. В следующем
году постановлением парламента была отобрана церковная собственность,
доставшаяся по большей части дворянству, и в Шотландии введен К. под
названием пресвитерианской церкви: эта церковь имела синодальную организацию
и предоставляла значительный авторитет священникам, избиравшимся не
непосредственно народом, а церковными советами. К. в Шотландии пришлось еще
раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, возвратившейся из Франции в
1561 г. Несмотря на обличения Нокса, Мария не желала отказаться от
католического богослужения, и строгие законы, изданные против католиков в ее
отсутствие, не исполнялись. С низложением Марии пресвитерианство достигает в
Шотландии полного торжества: наследника престола, будущего Иакова I
Английского, отдают на воспитание кальвинистскому публицисту и историку Букэнэну.
В XVII веке Иаков I и Карл I, правившие одновременно в Шотландии и Англии,
пытались ввести в Шотландии англиканскую церковь, с саном епископа и
некоторыми нововведениями в культе в духе католичества (политика архиепископа
Лода). Результатом этих попыток было восстание, слившееся с английской
революцией.
В Англии Кальвинизм развивается после введения реформации
государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к
официальной протестантской церкви, к англиканству. Строй этой церкви,
введенный при Эдуарде VI (1547-1553) и утвержденный Елизаветой (1558-1603),
не удовлетворял более последовательных приверженцев протестантских принципов,
как слишком еще проникнутый католическими чертами. Все считавшие необходимым
дальнейшее очищение церкви от "суеверий" и "идолослужения"
получили название "пуритан". С точки зрения официальной церкви, они
были "нонконформисты", т. е. отвергавшие единообразие учения и культа
(они назывались также диссентеры, т. е. разногласные). Одного целого пуритане
не составляли; между ними можно было различить несколько градаций. Наиболее
умеренные готовы были помириться с верховенством короля в церкви, но отрицали
епископат и католические остатки в культе; другие, приближаясь к шотландскому
К., принимали республиканско-аристократическую организацию пресвитерианства,
с национальным синодом во главе; наконец, в конце XVI в. стало развиваться
направление броунистов (от основателя их, Броуна) или индепендентов, которые
вносили в церковное устройство начало демократическое и самоуправление общин.
Оппозиция пуритан носила вначале чисто религиозный характер. Парламент
издавал против них постановления, Елизавета преследовала их как мятежных подданных,
но, сидя в тюрьмах, подвергаясь наказаниям, они молились за королеву, тем
более что она поддерживала их единоверцев в Шотландии, Голландии, Франции.
Положение изменилось в XVII в., при Стюартах: с одной стороны, англиканство
стало приближаться к католичеству и пуритане подверглись еще более тяжким
гонениям, с другой — короли стали ограничивать привилегии парламента.
Религиозная и политическая оппозиция соединились, и пуритане стали передовыми
борцами за политическую свободу при Иакове I и Карле I; церковные
представления их были перенесены на политическую почву и обратились в
конституционные и республиканские теории; не допуская королевского
верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в
государстве. Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих
выселиться во вновь основанные колонии в Сев. Америке; здесь, на свободе
развились многочисленные секты, на которые распался английский К. (о
дальнейшем см. Долгий парламент, Революция в Англии, Индепенденты, Квакеры,
Пуритане). После героической эпохи XVII в. пуританство, или диссентерство,
достигнув фактической терпимости и распавшись на умеренные и крайние толки,
затихает, утрачивает свое влияние и внутреннюю силу. Его возрождение в Англии
относится к концу XVIII в. и происходит в так назыв. веслеянстве, или
методизме (см.). В настоящее время значительная часть английских протестантов
— диссентеры; Валлис почти сплошь заселен ими.
В Польше Кальвинизм сыграл преходящую роль. Ранее его
здесь распространялись лютеранство (среди немецкого населения городов) и
учение чешских братьев. К. с его республиканско-аристократической
организацией подошел в особенности к стремлениям шляхты, которая, господствуя
на сеймах, старалась провести политическую реформу в своих интересах и сильно
враждовала с духовенством. Сношения между Кальвином и видными людьми в Польше
возникли в начале правления Сигизмунда II (конец 40-х, начало 50-х гг. XVI в.).
Вскоре (1556-60) организатором кальвинистической церкви в Польше (под назв.
"гельветического исповедания") явился Ян Лаский, обращавшийся и к
правительству с предложением произвести реформацию (1554). К. не вызвал,
однако, большой ревности. В среде протестантов здесь скоро развилось под
влиянием Италии рационалистическое направление, обратившееся к антитринитаризму
(отрицанию Троицы) — так назыв. социнианство (см.), вовсе не отличавшееся
свойствами энергичной церкви. Сильная католическая реакция с 60-х гг.
встретила в Польше лишь разрозненное сопротивление протестантов, и влияние К.
было скоро в конец разрушено.
По истории К. вообще см.: Philippson, "Westeuropa im Zeltalter
von Philipp II, Elisabeth u. Heinrich IV" (1882, в собр. Онкена: "Allg.
Gesch.");.о К. во Франции — Pohlenz, "Gesch. d. franz. Calvinismus"
(1857; III т. заключает обзор теории); в Нидерландах — Кеrvyn de Lettenhove,
"Les Huguenots et les Gueux"; в Англии — Weingarten, "Die Revolutionskirchen
in England" (1868); в Польше — H. Кареев, "Очерк истории реформ. движения
в Польше", и Н. Любович, "История Реформации в Польше".
|