Кабардинцы
(Кабардей) — воинственная отрасль черкесского племени (адыге),
самая многочисленная и единственная, не задетая, по окончании Кавказ. войн,
выселением черкесов в Турцию. К. населяют Большую и Малую Кабарду (см.), куда
они, по преданиям, в незапамятные времена переселились с вост. берегов
Черного моря. под предводительством некоего Кабарды Тамбиева. Предания Кабардинцев
упоминают и об императоре Юстиниане распространившем среди них христианскую
веру, которая господствовала в Кабарде до начала XVIII в. Русские очень рано
столкнулись с этим наиболее могущественным племенем Предкавказья. Народные
предания Кабарды говорят о походе на Тмутаракань, где княжил в то время сын
св. Владимира — Мстислав, о единоборстве его с кабардинским богатырем Редедею.
Иоанн Грозный, приняв Кабардинцев в свое подданство, оказывал им милости,
строил для них церкви и женился, вторым браком, на черкесской княжне Марии Темрюковне.
Дальнейшая история Кабардинцев представляет собой борьбу между влияниями
отдаленной Москвы и более близкого Крыма, закончившуюся водворением среди К.
мусульманства, под влиянием которого сложилась легенда об арабском
происхождении родоначальника К. — Инала. Тем не менее Россия всегда имела
среди кабардинской знати своих приверженцев. Во время персид. похода Петра I
(1722) К., несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России;
последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений к К.,
которые держали в зависимости все соседние горские племена — ингушей, осетин,
абазинцев, горских татар — и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к
наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. По белградскому
миру (1739) Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде,
которая объявлена была свободной и должна была служить буфером между Россией
и Турцией; за каждым из этих государств признано было право, в случае
надобности, укрощать и наказывать К. силой оружия. По Кучук-Кайнарджийскому
мирному трактату (1774) К. сделались русскими подданными. Во время Турецкой
войны 1787—91 гг. часть их поднята была против власти России проповедью Шейха-Мансура
(см. Кавказские войны). После чумы 1811 г. и восстаний 1804 и 1822 гг. число
К. убавилось. К 1890 г. всех К. в Терской области считалось 10787 семейств, с
70183 д., из которых в Малой Кабарде проживало 2092 сем. с 14179 д. [В эти
цифры не включены селения так наз. беглых кабардинцев, образованные
несколькими кабард. семействами, которые, оставив свое отечество,
переселились в разное время в долины обоих Зеленчуков, в верховья Уруна и т.
д.].
Кабарда была и поныне еще остается для горцев школой
хорошего тона и манер. Все горцы сев. Кавказа, а за ними и казаки, заимствовали
у К. форму одежды, вооружение, посадку на коне и т. п. В экономическом
отношении К. отстали от своих соседей. При богатстве страны, народ ленив,
невежествен и не предприимчив. Первоначальное общественное устройство К.
носило аристократический характер и в современном этикете отражается еще
почтительность всех низших сословий ко всем высшим, которая прежде была
развита до чрезвычайности. Среди К. насчитывалось 11 сословий. Во главе
народа стояли пши — князья. За ними следовали вуорки, или уздени, трех
степеней и уздени-пшехао (княжьи отроки, конвойные князя). Уздени первой
степени хотя и подчинялись князьям, но считались владетельными наравне с
ними. Уздени 2-й и 3-й степени могли иметь свои деревни и своих крестьян, но
вместе с ними причислялись к владению одного из узденей 1-й степени;
обыкновенно они редко имели крестьян, были отличные наездники, и хищничество
служило для них единственным средством к пропитанию. Зависимых сословий было
четыре: азатами (вольноотпущенники), оги (крестьяне, отбывавшие барщину), логунапыты
(дворовые) и унауты, или унаутки (бесправные, жившие безотлучно при владельце
и не имевшие даже права обзаводиться постоянной семьей). Большая Кабарда
состояла под властью четырех, М. Кабарда — двух княжеских фамилий. После
смерти князя, подвластный ему народ разделялся на части, и каждая часть со
своими аулами избирала себе князя из детей умершего. С раздроблением
княжеских родов и под влиянием мусульманства, власть князей подверглась
ограничениям. Первоначально в делах правления принял участие народ, в лице
выборных представителей, а затем и духовенство. В последнее время
независимости К. общественные дела ведались валием и мехкеме. Звание валия
принадлежало старшему по летам князю, который, с помощью наиболее именитого
лица из благородных сословий (тлакотлешь), управлял внешними и внутренними
делами Кабарды. Мехкеме (собрание), составленное из дворянства и почетных вуорков,
с участием валия, чинило суд и расправу, а также согласьем своим узаконивало
постановления валия относительно введения новых и отмены старых обычаев. Прежнему
общественному устройству К. (поколебленному после погромов 1804 и 1822 гг.)
положен был конец освобождением зависимых сословий в 1866 г. При этом лицам
высших сословий отведено было в частную собственность от 100 до 1810 дес.
каждому (а всего 91501 дес.), с сохранением за ними права общинного
пользования землей в аульных дачах. В надел аульных обществ отведено 323907 дес.,
пользование которыми установилось по типу казачьей земельной общины. Наконец,
в общем пользовании кабардинцев и пяти соседних обществ горских татар
находятся обширные запасные земли, состоящие из нагорных пастбищ и лесов
бывшего казенного Мало-Эшкаконского участка и пастбищных земель,
расположенных по pp. Золке и Этоке. Владение этими землями было возвращено
горскому населению Кабарды в 1864 г. и закреплено за ним законом 21 мая 1889
г., "до тех пор, пока означенное население будет вести себя, как
приличествует верноподданным". Доходы с этих запасных земель, которые
могут обеспечить широкое развитие скотоводства в Кабарде, поступают в
общественный капитал кабардинского народа. Все эти земли распределены для
пользования между 10 группами селений, а за каждую десятину уплачивается
особый сбор в 10 коп. (Собр. узакон. 1891 г., ст. 741). Остальное об
экономическом быте К. см. Кабарда. В 1887 г. К. привлечены к отбыванию
воинской повинности, но поставка новобранцев временно заменена для них
взиманием особого денежного сбора, размер которого немногим превышает 1 р. 5
к. на дым в Большой Кабарде и 63 коп. в Малой. Государственная подымная
подать составляет 5 руб. с дыма в Большой Кабарде и 3 руб. в Малой.
Кабардинский язык — наречие адыгского или черкесского
языка — не имеет почти никакой письменности. Первую попытку печатания на этом
языке сделал Кази Атажукин, выпустивший в 1864 г. — отрывки из поэмы Сосыруко
и несколько рассказов из Гюлистана, в 1865 г. — кабардинскую азбуку, в 1867
г. — популярную книгу о воздухе и воде. По его стопам пошел Шарданов, напеч.
в 1864 г. правила мусульманск. веры. Затем Л. Г. Лопатинский составил краткую
кабард. грамматику и русско-кабардин. словарь, напечат. в "Сборнике
материалов для описания местностей и племен Кавказа" (вып. 12-й, Тифлис,
1891), где помещены и народные сказания.
|