Иеремия, пророк
— второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом
он был из Анафофа, близ Иерусалима; начало его пророческой деятельности
относится к 13-му году царствования Иосии. Благочестивый царь порешил
очистить свою землю от всякого языческого нечестия, истреблял капища Ваала и
Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. Иеремия
в это время был еще молодым человеком (Иер. I, 6), но, призванный на высшее
пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал
преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались
религиозно-нравственные нестроения и политич. смуты. Иудейские цари,
вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них
защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и
участь царства была решена. Народ не верил пророчествам Иеремии, и сам
пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и
темничному заключению. Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже
поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведен в плен, а
пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал
в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под
управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время
которого убит был Годолия, Иеремия был уведен мятежниками в Египет, где и
скончался, побитый камнями от иудеев, которых он и там не переставал обличать
за нечестие. Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей
Мессии (Матф. XVI, 14). История его жизни и деятельности изложена в его
книге, под заглавием "Книга пророка И.". Слог ее несколько уступает
классическому изяществу стиля Исайи; местами встречаются вульгаризмы, но это
придает его речи яркий колорит современности. Пророк обличал как царей, так и
толпу; отсюда резкие переходы в его стиле. Книга И. состоит из 52 глав;
каноническая подлинность ее никогда не подвергалась серьезным сомнениям, хотя
и были попытки набросить тень на некоторые главы, особенно ввиду несогласия
греческого текста с еврейским. И. принадлежит также книга под названием
"Плач И.": это сборник плачевных песен пророка над развалинами
Иерусалима. Хотя в подлиннике и не значится имени автора, но весь стиль и тон
книги указывают на И., что подтверждает и предание. Книга состоит из пяти
глав, соответствующих пяти песням. Стиль ее носит на себе печать некоторой
искусственности; первые четыре песни состоят каждая из 22 строф, причем
каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского
алфавита. Пятая песнь также состоит из 22 строф, но не в алфавитном порядке.
Книга эта читается евреями в синагогах, в 9-й день месяца ава — в воспоминание
ужасов разрушения храма и Иерусалима. И. также приписывается особое
"Послание к вавилонским пленникам"; но этого послания нет в
еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого.
Среди древних комментаторов книги пророка И. особенно
выдаются Ориген, Феодорит Кирский, блаженный Иероним; из новейших Keil,
"Prophet J."; Scholz, "Commentar zum Buche d. Proph. J."
(1880); Schneedorfer, "Das Weissagungsbuch des J." (1883). В
русской литературе — исследование и толкование проф. И. С. Якимова, в "Христ.
Чт." (1879 и отд.) и А. Бухарева, "Прор. И." (М., 1864).
|