Иеремия, болгарский поп
— поп болгарский, живший в Х в. автор компиляции
апокрифов, встречающейся в рукописях XIII—XV вв. под заглавиями: "Чтение
от синов израиловых" и "Слово и похваление Александрово о Моисеове извитем
древе, о певги и кедри, и кифариси". Компиляция эта, содержащая в себе
апокрифические рассказы о крестном древе, о главе Адамовой, о том, как Иисус
плугом орал, как Пров Иисуса товарищем назвал и как Иисус попом стал,
составлена из рассказов, заимствованных частью из Палеи, частью из других
славянских памятников. То обстоятельство, что в некоторых памятниках, напр. в
списке отреченных книг, изданном русским митроп. Зосимой, И. называется
учеником попа Богомила и что в "Правилах русского перевода" (XVI
в.) есть статья "О Богумиле иже блажьняшеся о кресте Христове", как
бы приписывающая апокриф о крестном древе попу Богомилу, дало возможность В. Ягичу,
д-ру Рачки, А. И. Веселовскому, Е. Голубинскому и др. ученым отожествить Иеремию
с Богомилом. Противоположный взгляд высказал М. Соколов, доказывающий, что в
компиляции Иеремии нет ничего богомильского. Иеремия относится с
благоговением к кресту, между тем как богомилы его не признавали совершенно; он
чтит даже другие орудия распятия — копье, гвозди, губку, почитает Богородицу,
считает Христа, сына Божия, творцом видимого Mиpa (созданного, по учению
богомилов, Сатанаилом), признает ветхозаветные книги, церковную иерархию и т.
д. Все это противоречит учению еретиков и не только не позволяет отожествлять
Иеремию с попом Богомилом, но даже считать его последователем этой ереси.
Ср. Матвей Соколов, "Материалы и заметки по старинной
славянской литературе" (вып. I, М., 1888 г.).
|